Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Любой звуковоспроизводящий тракт включает некоторое количество активных элементов (ламп или полупроводников), пассивные элементы (резисторы, конденсаторы, индуктивности, трансформаторы, головки громкоговорителя), но больше всего в нем проводов, объединяющих все эти элементы в единое устройство. К тем, что находятся внутри блоков, обычно нет претензий, хотя их общая длина приближается к сотням метров. Не надо забывать и о паяных соединениях, число которых может достигать тысяч. А вот вокруг внешних аналоговых соединений, достаточно коротких — от полуметра до трех-пяти, творится что-то невообразимое. Сплошь мистика и настоящая алхимия.

 

Выбор соединительных кабелей для передачи аналоговых сигналов неоправданно огромен. К тому же еще есть оптическое и цифровое подключение (но это, впрочем, тема для совсем другого рассказа). Если пристально посмотреть на кабели для аналоговых сигналов, то можно выделить три их типа. Первые предназначены для передачи слабых сигналов (микрофон, головка звукоснимателя и т. д.). Вторые, межблочные, — для трансляции сигналов линейного уровня. В обоих случаях передается сигнал напряжения, ток в кабеле маленький. Кабели третьего типа предназначены для подключения акустических систем, и поскольку по ним передается мощный сигнал, то и токи они должны пропускать большие.

Все звуковые кабели имеют приблизительно одинаковые погонные (то есть на один метр) параметры: емкость 100 пФ (±50 пФ), последовательное сопротивление 0,03 Ом. Индуктивность, важная для акустических кабелей, составляет около 0,5 мкГн. Некоторые производители приводят еще и величину такого показателя, как тангенс угла потерь, который качественно характеризует используемый в кабеле диэлектрик. Параметр важный, но он представляет практический интерес при передаче только видео- или радиосигналов.

Влияние погонной емкости кабеля существенно лишь при подключении ММ-головок звукоснимателя. Эта емкость образует с индуктивностью обмотки головки контур, резонансная частота которого приходится на верхнюю границу звукового диапазона, что позволяет расширить диапазон воспроизводимых частот за счет подъема на резонансной частоте. Иногда, когда емкости кабеля не хватает для получения нужной частоты резонанса, на Phono-входе усилителя устанавливается переключатель, добавляющий емкость.

Для межблочных соединений важен не кабель, а правильный выбор источника сигнала и его получателя. Для этого необходимо соблюсти довольно простые требования: выходное сопротивление источника должно быть достаточно низким (желательно не более 100 Ом), а входное сопротивление получателя — высоким (не менее 20 кОм; стандартизованное значение равно 47 кОм). Загляните в паспортные данные своего проигрывателя или сетевого медиаплеера. Скорее всего, этот параметр (выходное сопротивление аналогового выхода) там не приводится — явное свидетельство того, что оно достаточно высокое; в противном случае производитель непременно указал бы его величину.

Исторически разъем, который сегодня все знают как RCA (или «тюльпан»), пришел из более высокочастотной радиотехники. Не случайно такой производитель соединителей, как WBT, указывает для своих RCA-разъемов характеристическое сопротивление 75 Ом: это определяется их геометрией и предполагает использование обычного коаксиального высокочастотного кабеля, например антенного, с соответствующим характеристическим сопротивлением. Да и длина подобной самоделки может быть любой. Нужно только выбирать кабели с экраном из медного плетеного чулка, а не алюминиевой фольги. Как показала любительская практика, это совсем не плохой вариант с точки зрения качества передачи сигнала, однако такие кабели не идут ни в какое сравнение с заводскими по внешнему виду (а для кого-то это очень важный фактор при выборе). В сущности, почти все современные межблочные соединители являются вариантами классического коаксиального. Немного отвлекаясь, стоит заметить, что самодельщики — особая категория энтузиастов — чего только не используют в своих изысканиях: от отрезков проводников магистрального кабеля связи для межблочников, причем желательно 70—80-х годов выпуска, до проводов от сварочного аппарата для подключения колонок.

Самые значительные изменения за последние сорок лет претерпели акустические кабели. Когда-то законодателем технических требований была Германия, что материализовалось в знаменитом стандарте DIN 45500 на бытовую технику для звуковоспроизведения высокой верности (то есть High Fidelity), принятого затем в качестве международного. Этот стандарт предполагал использование специального двухконтактного разъема. Один контакт был круглый, а другой прямоугольный, что исключало ошибки фазировки при подсоединении. Для подключения с помощью такого разъема использовался гибкий двухжильный провод, совсем тоненький — с жилами сечением 0,75 или 1 мм2. Однако в то время для стереоусилителя считалась достаточной выходная мощность всего 6 Вт на канал.

Триумфальное шествие акустических систем с низкой чувствительностью (подобные изделия получили прозвище «пожирателей мощности») потребовало значительно увеличить выходную мощность усилителей. Следствием стал отказ от разъема подобного типа, поскольку предельная мощность для него составляет 50 Вт, да и конструкция такова, что присоединить к его контактам провод сечением более 1 мм2 было проблематично. Сечение акустических кабелей стало стремительно возрастать, а для раздельного подключения НЧ- и ВЧ-секций АС появились кабели, содержащие четыре провода. Кстати, такой же акустический кабель использовался для подсоединения колонок к усилителям Kenwood с системой Z-drive. Суть системы заключалась в том, что сигнал обратной связи для коррекции искажений усилителя брался не с выхода усилителя, как у всех других, а с входных клемм АС. Разработчики Z-drive утверждали, что тем самым исключалось влияние акустических кабелей. Тем не менее, прочие производители усилителей подобную систему не использовали.

У большинства акустических кабелей токопроводящие жилы изготовлены из меди, но встречаются серебряные или медные посеребренные. Разница в удельном сопротивлении меди и серебра ничтожна: 0,0172 и 0,0159 Ом*мм2/м соответственно. Что касается золота, то эта его характеристика даже выше, чем у меди: 0,023 Ом*мм2/м. Обычно производители сообщают, что они используют проводники из бескислородной меди (OFC), указывая, что содержание меди достигает 99,999%. В этих девятках много рекламного лукавства: другой электротехнической меди для проводников просто не бывает. На воздухе, особенно в городских условиях, медь окисляется, и обжимной контакт или соединение под винт со временем ухудшаются, что неизбежно сказывается на звучании. Так что время от времени концы акустического кабеля приходится зачищать снова. По этой причине для подключения акустики лучше использовать кабели с фабричным присоединением вилки или штекера.

Кроме OFC, в рекламных проспектах встречаются упоминания о так называемой монокристаллической меди. Указывается, что поскольку ее производство очень трудоемко, то и стоимость высока. Действительно, при протягивании проволоки из фильеры медь может быть «монокристаллической», но при первом же сворачивании в бухту вся «монокристалличность» улетучивается: медь превращается в обычную поликристаллическую.

Есть еще такое явление, как скин-эффект, который заключается в том, что с повышением частоты ток в проводнике выталкивается из его толщи на поверхность. Для внешней цепи это проявляется как увеличение сопротивления проводника. Однако влияние скин-эффекта начинает заметно сказываться только на частотах в сотни килогерц, то есть значительно выше звукового диапазона.

Несколько слов нужно сказать и о паяных соединениях. Самый распространенный тип припоя для радиоэлектронных устройств — оловянно-свинцовый. Пуристы рекомендуют использовать «серебряный», однако нужно иметь в виду, что серебра в нем не более 3%, различных присадок 1—2%, а остальное — опять же олово. Этот припой имеет температуру плавления около 200 °С, то есть с ним можно работать обычным паяльником. Есть, конечно, ювелирные серебряные припои, где серебра действительно много, но там температура плавления уже около 800 °С, а такую не выдержит ни один разъем.

Аудиопресса откликнулась на бурное развитие кабельного сектора звуковой индустрии на рубеже 1980-х годов прошлого века массой публикаций с подробными измерениями параметров и обсуждением результатов прослушивания. Поскольку существенных, в данном случае — заметных на слух, различий между сходными изделиями эти измерения не выявили, подобные публикации сошли на нет.

Позиция производителей в части достоверного и полного информирования потребителя тоже меняется. Например, в каталоге Supracables шведской компании Jenving Technology АВ за 2000 год есть страничка с техническими данными о кабелях и материалах, используемых в них, а также ряд формул для расчета характеристик. В 2011 году основатель и бессменный глава фирмы Томми Дженвинг покинул этом мир, и в каталоге за 2014 год вы такой странички уже не найдете. Проверить можно по следующей ссылке: http://www.jenving.com/downloads. Некоторые производители еще не потеряли стыда и в разделе FAQ на своем сайте скромно объясняют, почему понятие направленности кабеля не имеет смысла. Другие же воодушевленно украшают свои изделия стрелками...

Кабели — это очень большой бизнес. Например, интернет-ресурс http://www.allcables.ru/ предлагает варианты производства более шести десятков фирм, среди которых затесалась даже пара отечественных. Можно ограничиться акустическим кабелем по сто или даже меньше рублей за метр. Но как устоять, если вам предлагают уникальное изделие с волшебным звучанием, например, по цене четыре тысячи за метр? И верхний ценовой предел отсутствует...

Физическая природа соединителей предельно проста, однако мифов вокруг них расплодилось великое множество. Ведь известно, что точная наука скучна, зато сказки и легенды очень даже востребованы. Спорить с аудиофанатами по этому поводу бессмысленно. Тут мы оказываемся перед лицом того, что председатель комиссии по борьбе с лженаукой РАН академик Евгений Александров назвал в одном интервью «эпохой возрождения средневековья».

Приведу фрагмент из статьи Нельсона Пасса «Speakercable: Science or Snake Oil», опубликованной во втором номере «Speaker Builder» за 1980 год: «Кто я такой, чтобы оспаривать чувства аудиофилов, которые, оценивая любой кабель для конкретного источника программы, усилителя, громкоговорителя и комнаты прослушивания, решают, что они могут услышать разницу? Есть несколько советов, которые появились здесь, но окончательное решение принадлежит пользователю. Все упомянутые специальные кабели работали хорошо на испытательном стенде, и, учитывая предположение, что последовательное сопротивление должно быть сведено к минимуму, все они работают лучше, чем провода 16-го калибра (1,31 мм2). Если, как и многие аудиофилы, вы потратили небольшую (или большую) часть своего состояния на Hi-Fi-систему, то деньги, потраченные на высокое качество кабелей и разъемов, будут разумной инвестицией». Оригинал статьи можно найти и на сайте Пасса (www.passdiy.com), но там осталась только часть заголовка до двоеточия. А потому стоит заметить, что «Snake Oil» переводится как «лекарство от всех болезней» — с пометкой: «шарлатанское»...

И еще об алхимии кабелей. Профессиональный иллюзионист американец Джеймс Ренди вместе с единомышленниками учредил около двадцати лет назад James Randi Education Foundation (http://www.randi.org/) и предложил премию в миллион долларов (!) любому, кто сможет продемонстрировать что-нибудь паранормальное. В 2007 году вышел небольшой скандальчик с попыткой прослушивания экспертами «волшебных» акустических кабелей в присутствии членов комиссии Ренди, когда ввиду отказа фирмы-производителя и экспертов-слухачей опыт так и не был проведен. Некоторые подробности можно посмотреть здесь: http://dxdt.ru/ category/selection/page/7/.

Что тут скажешь? Как писал еще почти два века назад классик, «тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман» (Пушкин, если кто не помнит).

В заключение дам пару советов, которые могут кому-то пригодиться. При выборе межблочного кабеля в первую очередь следует обратить внимание на тех производителей, которые, кроме бытовых, предлагают также изделия для профессионального применения. Обращайте внимание и на покрытие кабельного разъема. Чтобы не возникало гальванической пары, оно должно быть такое же, как и покрытие разъемов на аппарате. И наконец, поскольку акустические кабели объективно влияют на звучание сильнее, чем межблочные, их можно полностью исключить, используя активные акустические системы. Подобное решение в конце 1970-х годов прошлого века предлагали десятки производителей бытовой аппаратуры. Сейчас активные АС — это в основном профессиональные студийные мониторы.

 

По материалам издания АудиоМагазин
Текст: Алексей ГРУДИНИН
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить