Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

С финской акустикой мы сталкиваемся не так уж часто. Хотя страна с этой точки зрения перспективная — с деревом там работать умеют с давних времён, да и общая культура производства, как у всех скандинавов, на высоте. Если же говорить конкретно о Penaudio, то эта фирма отличается к тому же и крайне вдумчивым подходом к проектированию своих изделий. Взять, например, модель Sara, которую мы будем сегодня слушать — от её компьютерной модели до серийного выпуска прошло около трёх лет.

 1.jpg

АКУСТИКУ PENAUDIO, вообще говоря, можно по праву считать авторской, поскольку все идеи — от первоначального замысла до конкретных технических решений — генерирует один человек, основатель компании Сами Пенттиля (Sami Penttila). Кроме того, он, выросший в музыкальный семье и играющий на нескольких инструментах, лично отслушивает все опытные образцы и вносит в конструкцию необходимые, на его взгляд, изменения.

Изящная Sara (139 тыс. руб.) — младшая из трёх напольных моделей Penaudio, верхние позиции в каталоге компании занимают Sinfonia (829 тыс. руб.) и Serenade (249 тыс. руб.).

Системы выглядят довольно лаконично, да и на самом деле в них нет ничего особенного. Главное, как всегда, кроется в деталях, причём в самом буквальном смысле. Для нижней и средней полос Сами выбрал 5,5-дюймовые головки Seas, диффузоры которых изготовлены из пропитанной целлюлозы. Твитер тоже не слишком крупный, калибром 3/4 дюйма (20 мм), с шёлковым куполом и жидкостным охлаждением звуковой катушки. Кстати, многие думают, что подобная мера необходима, чтобы не сжечь пищалку при клиппировании усилителя. Это верно, но лишь отчасти — охлаждение полезно и в менее критических ситуациях, оно минимизирует эффект т.н. температурной компрессии. При нагреве катушки её сопротивление растёт, а ток (а значит, и отдаваемая мощность) в соответствии с законом Ома падает. Таким образом, звуковое давление уже не будет линейно зависеть от амплитуды подводимого сигнала, динамический диапазон ограничится сверху.

Но вернёмся к деталям. Разделительные фильтры подогнаны под конкретные головки и построены на полипропиленовых конденсаторах SCR и катушках Graditech «на воздухе», т.е. без стальных сердечников. Соответственно, входных терминалов всего два, и это натуральные WBT Signature Platinum.

Главное, как всегда, кроется в деталях, причём в самом буквальном смысле

Внутренняя проводка выполнена плоским медным кабелем Jorma Design. Акустическое оформление — фазоинвертор в виде алюминиевой трубы, выведенной на заднюю стенку.

Корпуса изготавливаются вручную, причём не из вездесущего MDF, а из отборной берёзовой фанеры толщиной 16 и 22 мм*.


*Вот ещё приятная мелочь — поставляются колонки в прочных фанерных ящиках, а не картонных коробках.

В основании — массивная плита с резьбовыми втулками для шипов. Стенки при простукивании не гудят, отделка безукоризненная. Варианты натурального шпона: зебрано (на фото), орех, дуб, берёза, вишня, чёрный ясень.

После двухчасового прогрева делаю прогон тестовых фрагментов для оценки отдельных параметров звучания [1]. Первое, что сразу же заметили все сотрудники редакции — неожиданно низкий для головок такого калибра бас. Он плотный, энергичный и пусть не слишком быстрый, зато без малейших признаков монотонности. Контрабас на вступлении к «My Love Is.,» Дайаны Кролл рельефен и по некоторым нюансам — быстрой атаке, богатым гармоникам и послезвучиям — очень похож на живой. Удары китайских барабанов тоже передаются натурально, они и не зажаты, и не распущены, чувствуется, что драйверы правильно задемпфированы. Кстати, несмотря на довольно высокое сопротивление, Sara берёт от усилителя серьёзный ток, особенно на фонограммах с насыщенным нижним регистром. Соответственно, и кабели нужны короткие с большим сечением.

В среднечастотном диапазоне всё очень точно и аккуратно, звучание в меру детально и богато тембральными нюансами, что особенно заметно на акустических инструментах и вокальных композициях [2]. Воспроизведение открытое, свободное, без малейшей окраски. Благодаря высокой частоте раздела полос твитера и верхнего мидбаса весь певческий диапазон от баса до дискантов передаётся натурально, живо, с узнаваемыми интонациями каждого конкретного исполнителя. Впрочем, чему удивляться, ведь натуральность — именно то качество, которое Сами Пенттиля для акустических систем считает самым главным.

Бас плотный, энергичный и пусть не слишком быстрый, зато без малейших признаков монотонности

В верхнем регистре много воздуха, обилие обертонов делает звучание лёгким и прозрачным, но чувствуется заметный акцент на медных духовых и особенно тарелках, которые могут показаться излишне яркими. И при этом звучание шёлкового твитера не раздражает, а кроме того, всегда можно подрегулировать тембр на ВЧ, меняя угол его излучения. Говоря проще, слегка поворачивая колонки вокруг вертикальной оси, нетрудно найти на слух оптимальное положение для любых акустических условий. Описывая характер «Сары», обязательно нужно упомянуть способность точно выстраивать звуковую сцену с чёткой перспективой в глубину. Благодаря этому симфонический оркестр [3] кажется объёмным, заполняет всё пространство за линией колонок, и при этом отдельно взятые инструменты уверенно фиксируются слухом в определённой точке. Как правило, этим отличается акустика с точным фазовым согласованием всех излучателей и широкой диаграммой направленности. А добиться этого без внимания к мелочам, из которых и складывается феномен «естественного звучания», невозможно.

КОМПОНЕНТЫ

CD-проигрыватель Bryston BCD1 (125580 руб.)
Интегральный усилитель Bryston B100-SST (203610 руб.)
Кабели:
- межблочные Musical Wire Cadence II (20900 руб.)
- акустические Silent Wire LS16 LE 3 м (84000 руб.)
- сетевые Silent Wire АС32 1,5 м (53130 руб.)

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

1. «Paul′s Picks 2, Two channel demo CD». Сборник фрагментов, составленный Полом Бартоном (PSB Speakers) для тестирования акустических систем
2. «Showcase. Acoustic music in authentic environment».
Opus 3 Records, 2000
3. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись

 3.jpg



Сухие цифры
Конфигурация 3 излучателя, 2,5 полосы
Акустическое оформление фазоинвертор
Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ), Гц
- в безэховой камере 50 — 28000
- в обычной комнате 35 — 25000
Чувствительность (1 м/2,83 В), дБ 88
Номинальное сопротивление, Ом 4
Частоты раздела полос, Гц 300/5000
Рекомендуемая мощность усилителя, Вт >30
Габариты, мм 1030 х 165 х 240
Масса, кг 20
Цена за пару, руб. 139000


ПРОФИЛЬ УЧАСТНИКА

 2.jpg

История финской компании Penaudio неразрывно связана с биографией её основателя — Сами Пенттиля (Sami Penttila). Молодой человек, с детства привыкший слушать звуки природы и игру своей матери на фортепиано. Позже, увлёкшись музыкой и решив на первые заработанные деньги купить пару колонок для стереосистемы, он обнаружил, что ни одна из них не в состоянии даже приблизительно передать всё богатство звучания инструментов. И, как это часто бывает, неудовлетворённость доступной продукцией вызвало желание сделать всё самому. Первый же опыт оказался удачным — акустика, созданная из бескомпромиссно подобранных компонентов, заиграла лучше любой фирменной. С этого началась история Penaudio, и была сформулирована главная идея — добиваться максимальной естественности звучания за счёт тщательного изготовления и применения отборных комплектующих. Фабрика расположена на востоке страны, недалеко от российской границы, в небольшом городке, окружённом лесами и озёрами. Сейчас в каталоге компании восемь моделей, от огромной Sinfonia до компактных мониторов Rebel весьма необычной конструкции.

СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ

 4.jpg

Зависимость модуля полного сопротивления от частоты Penaudio Sara
Здесь стоит обратить внимание на три характерные особенности. Прежде всего, это очень низкая для такого калибра драйверов частота настройки фазоинвертора — 28 Гц. Нечасто встретишь и 10-дюймовый сабвуфер с таким резонансом. Второй важный момент — плавный рост импеданса до частоты раздела СЧ и ВЧ-полос со столь же плавным последующим спадом. При отсутствии резких пиков и провалов фазовые сдвиги минимальны (верхняя кривая), что благоприятно сказывается на передаче динамических контрастов. И наконец, необычно высокая частота раздела между среднечастотником и твитером — 5000 Гц. При этом весь голосовой диапазон воспроизводится одним излучателем, а частотные и фазовые искажения оказываются за его пределами. Номинальное сопротивление этих колонок 6 Ом (на 160 Гц) и ниже этого значения не падает. В ВЧ-области оно ещё выше и на 20 кГц достигает отметки 8 Ом. Соответственно, от усилителя не потребуется слишком большого тока в самом трудном для него диапазоне.

 5.jpg

Амплитудно-частотная характеристика Penaudio Sara
Серьёзных нарушений тонального баланса не наблюдается, но интерференционный провал вблизи раздела полос и повышенная отдача твитера (два максимума на 9 и 20 кГц) могут повлиять на звучание некоторых инструментов и обертонов. В среднечастотном диапазоне характеристика линейна, неравномерность по звуковому давлению на отрезке 100 Гц — 3 кГц не превышает ±3 дБ.
Широкая диаграмма направленности (красная и зелёные кривые) позволяет надеяться на правильную передачу пространства в сложных акустических условиях. Этим свойством можно воспользоваться и для коррекции на ВЧ — если системы не направлять в точку прослушивания, а поставить их параллельно передней линии, характеристика твитера несколько выравнивается. Фазоинвертор (чёрная кривая) действительно работает очень низко, вплоть до 20 Гц. В корпусе имеется стоячая волна на 850 Гц, но амплитуда её невелика, и на звучание она не повлияет.
Чувствительность АС порядка 88 дБ, поэтому чересчур мощный усилитель для совместной работы не понадобится, достаточно будет 70 — 80 Вт на канал при 8-омной нагрузке.

Салон Audio Video
Автор Николай ЕФРЕМОВ 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить