Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Название английской фирмы Sonneteer означает либо сочинителя сонетов (в более общем смысле — стихов), либо действие по сочинению этих самых стихов. В свою очередь, сонет представляет собой один из примеров так называемой твердой литературной формы — устойчивой совокупности характеристик, позволяющей причислить все произведения, обладающие таковой совокупностью, к единому классу. Без особых натяжек подобную литературную ассоциацию можно перенести на звучание компонентов Sonneteer, благо они обладают весьма выраженным и каноническим почерком.

 

От лирики к физике

Хайдер Бахрани, один из двух основателей английской фирмы Sonneteer и ее бессменный технический директор, среди своих увлечений числит родную литературу, включая и современную. В знак уважения он называет все выпускаемые электронные компоненты (кстати, он же их собственноручно и собирает) именами английских писателей. Из всего литературного ряда Sonneteer сегодня нам перепали проигрыватель компакт-дисков Byron и интегральник Orton. Начнем с первого.

Прежде всего, аппарат имени Байрона считается старшим плеером фирмы (есть и второй, бюджетный Bronte) и может похвастаться весьма солидной историей более чем в 16 лет. Спустя всего три года после создания фирмы в 1994 году, совпадавшего со временем выпуска первого продукта — интегрального усилителя, Хайдер попробовал свои силы и в цифровых источниках. Вариант, который сейчас перед нами, принадлежит к пятому поколению, или MKV, и был представлен чуть менее года назад. На западных сайтах проскакивали сообщения о новом использованном транспорте. Не беремся утверждать, что именно так все и есть, но предыдущая модификация работала на Philips CDM12.1. Питание обеспечивают два отдельных сетевых трансформатора: первый — транспорта и управляющих цепей, а второй (тороидальный) - секции собственно ЦАП. За цифроаналоговое преобразование отвечает AKM2496, операционные усилители на выходе работают в дифференциальном включении. С точки зрения коммутации плеер очень минималистский и не позволяет использовать внешний транспорт (зато дает возможность задействовать внешний ЦАП — примечательные приоритеты фирмы), у него есть только выходы: один небалансный на стереопаре RCA и один цифровой коаксиальный, организованный на таком же разъеме.

Слово «sonneteer» в английском языке имеет не только возвышенные, но и ироничные оттенки, что тоже может быть приемлемым — вспомнить хотя бы усилитель Alabaster (названный в честь Пола Алабастера, современного английского писателя, трудящегося в жанре хоррор), присутствующий в каталоге фирмы наряду с компонентами имени Байрона и Бронте. Как логическое продолжение и дальнейший «черный привет» XX веку воспринимается и модель Orton, посвященная, соответственно, драматургу Джону Кингсли Ортону, прожившему весьма недолгую жизнь. В которой, однако, нашлось место тюрьме и ряду скандалов, а закончилась она и вовсе трагически — жестоким убийством писателя, когда ему было всего 34 года. Просто ужас. Плюс ко всему, в своих пьесах и постановках Джон Ортон специализировался не на чем-нибудь, а на черном юморе. Наконец, сам Хайдер Бахрани не чужд любительскому баловству со стихотворной формой. На фоне подобных историй невольно ощущаются некая самоирония и тонкая игра смысла в отношении авторов к своим электронным компонентам. Тем не менее, несмотря на все литературные аллюзии, никаких «страхов», «любительщины» или оттенков скандальности в конструкции усилителя, конечно же, нет. Напротив, по контрасту со своим предшественником Bronte данная модель Orton (а мы имеем дело с ее, если не ошибаюсь, третьей по счету реинкарнацией с момента создания в 2004 году) вполне классична. Суть в том, что упомянутый усилитель Bronte был определенным «перпендикулярным» шагом в истории фирмы, начавшей свой бизнес, как уже говорилось, именно с создания усилителя — модели Campion, обладавшей вполне традиционной схемотехникой транзисторного аппарата в классе АВ на биполярных транзисторах. Последовавший за ним «хоррорный» Alabaster выделялся увеличенной мощностью и еще рядом деталей, но то была вариация все на ту же тему.

А вот Bronte стал первым в мире хайфайным бытовым усилителем в классе Т, сделанным по запатентованной технологии Tripath. Слово «класс», предполагающее принципиально иной принцип усиления, тут, вообще говоря, не вполне уместно, поскольку пресловутый класс Т (он назван просто по первой букве фирмы-собственника обсуждаемых модулей Tripath Technology, а та, в свою очередь, обязана названием имени разработчика, Адии Трипати) является просто разновидностью класса D, отличающейся введением компенсирующей обратной связи, которая призвана устранить неточности, связанные с быстрым переключением транзисторов управляющими ключами. Появившись на рынке, эта технология наделала много шума, да и автор этих строк хорошо помнит российскую презентацию Sonneteer Bronte, преподносившегося как «абсолютно революционное решение». Справедливости ради надо сказать, что за свои деньги он играл довольно недурно и имел изрядную мощность, однако в конце концов Sonneteer решила не развивать в дальнейшем эту линию. Как показали последующие события, это было верным решением, поскольку Tripath все равно закончила банкротством в 2007 году. Может быть, Хайдеру не понравились появившиеся следом модули ICEpower, а может, он просто предпочел не отвлекаться больше на обещания класса D и вернуться к классическим решениям. Но последняя модель фирмы, Orton, позиционируемая как наивысшее достижение Sonneteer и результат трудов, длившихся несколько лет, является прямым наследником Campion и Alabaster, а не Bronte, снова обладает стандартной транзисторной схемотехникой и работает в классе АВ.

Усилитель сделан в конфигурации «двойное моно» и имеет поканально симметричную компоновку элементов, два независимых тороидальных трансформатора, по одному на каждый канал, а также третий дополнительный трансформатор для питания управляющего 8-битного микропроцессора, контролирующего функционирование усилительных каскадов и, в числе прочего, включающего систему защиты при отклонении от рабочего режима. Защита срабатывает и отключает выход усилителя от нагрузки в трех случаях — при коротком замыкании на акустических клеммах, при перегрузке и при скачках сетевого напряжения. Моторизованный регулятор громкости оптимизирован для работы с малыми уровнями сигнала и, по заявлению фирмы, обеспечивает точный баланс между правым и левым каналами. По коммутации усилитель обеспечивает достаточно много опций, но опять-таки только небалансных. Он оборудован шестью входами и двумя выходами — с фиксированным уровнем громкости на запись и с изменяемым уровнем на выходе предусилителя. Интересной оказалась возможность менять чувствительность на входах, на каждом индивидуально, выбирая между двумя значениями — 300 и 650 мВ, причем это можно сделать только с пульта управления, но не с передней панели самого аппарата.

Проигрыватель и усилитель имеют не вполне однотипный, но все же узнаваемый дизайн, позволяющий безошибочно определить принадлежность обоих компонентов одной фирме. Невысокие корпуса сделаны из толстого стального листа и с фрезерованными передними панелями из серебристого алюминия. Центральные вставки из блестящей хромированной стали и мелкие круглые управляющие кнопки оживляют монолитность фасадов. Объединяющий штрих заключается в использовании острых углов при оформлении — у усилителя это зеркальная «чайка с раскрытыми крыльями» и крупной центральной ручкой громкости, а у плеера повторение того же мотива в виде двухсторонней изломанной полосы. Информационный вакуумный люминесцентный дисплей с синими цифрами сочетается с синими же светодиодами подсветки клавиш. Пульты ДУ разные — у CD-проигрывателя он напоминает изящный нетолстый брусок с серебристой лицевой поверхностью, ложем из приятного бархатистого черного пластика и с такими же кнопочками, а к усилителю прилагается совсем простой пластиковый вариант с минимумом кнопок.

Все четырнадцать строк

По правилам стихосложения в сонете должно быть ровно 14 строк, складывающихся в два четверостишия и два трехстишия, с непременным сюжетным переломом, например на стыке двух форм. Наше прослушивание, будучи все же упражнением в слуховом тестировании, а не в сочинении изящных словесных форм, было организовано по достаточно стандартной методике. Сначала прошла предварительная калибровка на тестовой системе Bryston BCD-1 и Bryston B100 SST2, затем была осуществлена замена плеера на Sonneteer Byron, потом наоборот — замена усилителя Bryston на Orton с оставлением в системе BCD-1, и, наконец, состоялось прослушивание полной системы Sonneteer. Впечатления о звучании отдельно плеера и усилителя стали поступать сразу же, однако пресловутый эмоционально-сюжетный перелом наступил пораньше, нежели на стыке форм (условно определяемом как переключение на четвертый раунд прослушивания, уже в полной системе Sonneteer). Еще в смешанных вариантах, особенно с проигрывателем Byron, удалось заметить важную вещь. Иногда встречаются компоненты, которые сразу производят благоприятное впечатление, а при более детальном прослушивании звучат все более и более разочаровывающе. В качестве полной противоположности, Byron вначале как будто бы не продемонстрировал выдающиеся характеристики. Однако с течением времени его почерк раскрывался с разных сторон исключительно позитивно и нравился мне все больше.

Доминирующими чертами Byron, наверное, стоит назвать тембральную насыщенность и полное отсутствие возбужденности в среднем регистре. Несколько сглаженная атака и плотный упор на тело тонов сочетаются с очень четкой прорисовкой мелодических линий, причем даже на нагруженном и сложном симфоническом материале. Иногда такой звук называют «аналоговым», хотя, с моей точки зрения, это все же несколько другая вещь. Звучание проигрывателя весьма основательно в нижнем регистре, но не провоцирует бесформенного гудения и неплохо собирает сложные басовые партии педалей органа. Вначале мне не слишком понравилось некоторое затушевывание тонких тембровых и микродинамических нюансов, а также ощущение замкнутого пространства вместо объема воздуха в ряде записей (особенно концертных барочных). Также бросилось в глаза (точнее, в уши), что в быстрых фрагментах темп неизменно кажется чуть придержанным. Однако, как говорилось выше, с течением времени проявились и другие аспекты, уже со знаком плюс, — ровный полновесный рояль, правильные относительные пропорции голосов и инструментов (хотя все в целом систематически смещено «вниз», но между собой выстроено верно), хорошая сцена и пространственные планы, объемный оркестр, очень душевные вибрирующие низкие инструменты. Отсутствие базовой статичности и внятность разворачивания мелодических линий делают Byron безоговорочно пригодным для осмысленного, а не фонового прослушивания симфонических записей. Плюс ко всему разница в звуковых характерах и «сверхидее» для каждого оркестра выводится весьма неплохо, а это важный ключ к пониманию интерпретаций классических произведений. Так что чем больше треков проигрывала и отрабатывала система с Byron, тем большей симпатией я проникалась к его спокойному полному голосу.

Но полностью все решило включение усилителя Orton. Недостающая пластика и микроритм проявились как по волшебству, темп субъективно заметно ускорился, все в целом стало гибким и управляемым. Тембры тоже сфокусировались, подача чуть заострилась и сделалась очень четкой. Все же согласование входных и выходных сопротивлений в родных связках — великая вещь. Мне даже показалось, что воспроизведение стало еще более бодрым и шустрым, чем с нашим тестовым Bryston B100 SST2, отличающимся достаточной подвижностью на адекватной нагрузке. Все первоначальные претензии оказались снятыми, труба блистательного Рольфа Смедвига из Empire Brass Quintet четко и выразительно выводила свои прихотливые ритмические рисунки, Вероник Дитши очаровывала воздушным вокалом, иногда вызывающим у меня ассоциации с вереницей пузырьков в бокале с шампанским, волшебная стылая атмосфера «Антара» заставила выслушать последние замирающие звуки. В то же время возникло чувство, что звук, ставший тонально хорошо сбалансированным, как-то помельчал по сравнению с прежним вариантом. Такое впечатление, что Orton работает в системе как уменьшающая и сильно фокусирующая линза. Однако явно усиленные эманации оркестра, а также прочих коллективов в неакадемических записях, эмоции и тонкие детали с лихвой компенсируют некоторое умаление мнимого абсолютного масштаба.

В отличие от иных монобрендовых систем, которые не всегда демонстрируют оптимальный результат в связке, пара Sonneteer явно заточена под совместное использование. При этом грешки нивелируются, а сильные стороны приятно усиливаются и подчеркиваются. В сумме получается более чем привлекательный за свои деньги вариант. Результирующий почерк столь интересного дуэта настойчиво рекомендую меломанам, ищущим тембральной адекватности, точного музыкального смысла, полноценных эмоций и не акцентирующимся на второстепенных аудиофильных деталях.

[Контрольный тракт]
CD-проигрыватели Sonneteer Byron, Bryston BCD-1
Интегрированные усилители Sonneteer Orton, Bryston B100 SST2
Акустические системы PMC OB1i
Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Crystal Oval

[Вывод]
Компоненты наилучшим образом функционируют вместе. При этом они обладают очень высоким отношением цена/качество, комфортным живым звучанием и отличной энергетикой. CD-проигрыватель Byron отдельно демонстрирует жанровую всеядность (разве что утонченное барокко и другие изысканные жанры даются ему несколько хуже другой музыки), крупный рельефный звук с небольшим вуалированием тонких деталей, зато весьма внятный и отлично передающий макроструктуры как в оркестре, так и в весьма агрессивных современных жанрах.

CD-проигрыватель Sonneteer Byron (69 000 руб.)
Технические параметры по данным производителя

Частотный диапазон, Гц 2-20 000
Динамический диапазон, дБ 96
Аудиовыходы аналоговые стерео (RCA), цифровой коаксиальный (RCA)
Габариты, мм 434 x 74 x 280
Масса, кг 7

Интегрированный усилитель Sonneteer Orton (99 000 руб.)
Технические параметры по данным производителя

Частотный диапазон, Гц 8-80 000
Входной импеданс, кОм 10
Входная чувствительность, мВ 300 / 650, регулируемая
Выходная мощность (КНИ + шум 0,1%), Вт более 33 x 2 (8 Ом) / 50 х 2 (4 Ом)
КНИ (полная мощность, 8 Ом), % 0,01 (1 кГц) / 0,02 (10 кГц)
Аудиовходы аналоговые стерео (RCA х 6)
Аудиовыходы аналоговые стерео (RCA Pre Out, RCA Tape Out)
Габариты, мм 430 x 70 x 280
Масса, кг 16


По материалам издания Аудиомагазин
Текст: Мария САВИНА
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить