Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Разработчики итальянского бренда New Audio Frontiers заявляют, что завели свое дело ради возрождения ценностей лампового звучания. Когда рядом возникают два слова — «Италия» и «Ренессанс», всегда есть соблазн обыграть в тексте название одной из величайших эпох в человеческой культуре. Однако почерк компонентов NAF, как удается его понять, заметно шире ассоциаций с одним временным промежутком.

 


И если уж спекулировать на исторических параллелях с музыкой и живописью, то правильнее было бы назвать статью «Сквозь эпохи: от Возрождения до импрессионизма». А можно поступить иначе и попытаться просто прочувствовать видоизменение со временем понятия гармонии — ингредиента, неизменно присутствующего в произведениях New Audio Frontiers.

Формообразующий контекст

Аудиокомпоненты, особенно удачные и музыкальные (а другие просто неинтересны), — это всегда продукт на стыке искусства и технологий, недаром о самых изощренных решениях говорят как о «state of the art». Причем соединение и преломление обоих ингредиентов в русле авторского творческого подхода одинаково необходимо для успеха. Некоторые фирмы подчеркнуто щеголяют акцентом на чисто инженерных «прогрессивных решениях», а иные сознательно творят некую противоположную мифологию, основанную на многочасовых слуховых тестах и прослушиваниях создаваемой ими аппаратуры музыкантами и профессионалами звукозаписи. Однако тут, как ни крути, есть некий элемент лукавства, потому что, как говорилось выше, в случае действительно удачной реализации «объективный» и «субъективный» подходы гармонично дополняют друг друга. А выбор элементов и комплектующих по результатам прослушиваний делается все же в соответствии с выбранной схемой, принимая во внимание скучные правила конструирования. Однако, невзирая на то, какую легенду предложит вниманию потребителя производитель, звучание техники итальянских марок, осененных дыханием национальных муз, всегда как минимум заслуживает внимания. А когда аппарат играет содержательно и гармонично, разузнать, как же он сделан, хочется особенно сильно. В случае с устройствами New Audio Frontiers сайт компании помогает мало, поскольку не содержит никакой полезной информации, кроме кратких табличек с техническими параметрами и общих фраз о ламповом ренессансе и приличествующей такому союзу высокочувствительной, но не рупорной акустике (фирма делает также собственные соединительные кабели). Отчасти выручает прилагаемое руководство пользователя, где упомянуты некоторые детали конструкции. Однотактный усилитель Supreme 300B SE без общей ООС работает в частичном классе А (до определенной мощности) и позволяет снять с четырех выходных 300ВС (китайские Electron Tube с белыми керамическими цоколями) по 18 Вт на канал на 8-омной нагрузке. Выбор прямонакальных триодов в качестве выходных ламп понятен — многие «лампоноики» согласятся с высказыванием, что именно такие усилители играют наиболее музыкально и богато в тембровом отношении, а 300В считается еще и очень аудиофильной лампой. Кстати говоря, по мнению моего знакомого аудиоконструктора, российского разработчика Константина Мусатова, причина пресловутого музыкального богатства звучания прямонакальных триодов по сравнению с лампами, имеющими дополнительные экранирующие сетки, прямо связана с наличием электростатического возбуждения проволочек сетки и формирования их собственных резонансных колебаний, привязанных к прохождению полезного сигнала и модулирующих по амплитуде его высокочастотную составляющую. Затухающий спектр этих колебаний, в каждом случае и для каждого конкретного производителя (и даже для одной и той же модели, но разных партий), зависит от технологии изготовления ламп и сеток и, соответственно, во всех случаях различен. Но по мнению Константина Мусатова, влияет этот эффект всегда в одинаковом направлении, обогащая исходный спектр сигнала коррелированными приятными на слух добавками. Дополнительные же экранирующие сетки, как и более жесткие сетки в современных триодах и введение ООС, улучшая характеристики ламп, одновременно убивают упомянутый эффект. Дальше можно спорить, имеет ли подобное украшательство звука отношение к достоверности воспроизведения, но, так или иначе, домашняя аппаратура в первую очередь призвана приносить удовольствие своему владельцу и обеспечивать полное погружение в музыку. Пикантной деталью конкретной конструкции является то, что выходные трансформаторы, разработанные для этой модели, вручную намотаны посеребренным литцендратом. Ток смещения регулируется автоматически. Шесть оставшихся ламп из полного набора в десять штук работают следующим образом: два кенотрона — в секции питания, пара Ei EСС83 производства Югославии (выпускались по лицензии и на оригинальном оборудовании Philips) — в предусилителе и пара ECC82 Mullard с межкаскадными разделительными трансформаторами — в драйвере.

Заявленная конструкция усилителя — полностью «двойное моно». Кожух силового трансформатора, однако, только один, из чего можно заключить, что два трансформатора под ним уложены друг на друга. Емкости в фильтре питания спрятаны внутри корпуса, который имеет подъем в задней части, достаточный, чтобы поместились крупные конденсаторные банки. Как уже упоминалось, выпрямление анодного напряжения выходных ламп осуществляется парой кенотронов 5U4 (точнее, их советскими аналогами из старых запасов, о чем можно судить по маркировке), на нити накала подается стабилизированное напряжение.

Усилитель собран, конечно же, вручную (непременный атрибут эксклюзивного бутикового подхода) и, разумеется, в Италии. Бока корпуса вырезаны из роскошного красного дерева, верхняя крышка с заходом на переднюю панель сделана в виде цельного гнутого листа черного алюминия, шероховатого на ощупь. Все лампы установлены в керамических гнездах на медных лакированных пластинах. Верхние дырчатые кожухи, прикрывающие лампы, крепятся очень просто — на двух винтах под крестообразную отвертку — и снимаются быстро и удобно. Сочетание лакированной меди красного оттенка и нарочито грубоватого алюминия смотрится привлекательно и «классично» и гармонирует с деревянным ложем корпуса. На задней панели имеются пять пар несимметричных входов и заказные, великолепного качества клеммы для акустического кабеля (такие же стоят на фирменных АС) с шайбами, фиксирующими «бананы» в зажиме.

Огромные призмы корпусов колонок Reference 7.1 в комнате средних размеров выглядят основательно, но совсем не давят габаритами благодаря отличному дизайну и клиновидному сужению их лицевой стороны. Тяжелые и глубокие корпуса капитально заглушены в нижней части, в зоне басовиков, но имеют довольно живые верхние секции. Технических подробностей о динамиках, фильтрах и частотах раздела полос содержится на сайте производителя и в прилагаемом руководстве пользователя еще меньше, чем для лампового интегральника. Однако интернет-исследование, предпринятое автором этих строк, позволяет выдвинуть ряд гипотез о происхождении динамических головок. Судя по всему, 32-мм шелковый купол высокочастотника с широким алюминиевым фланцем и с фигурной надписью «New Audio Frontiers» родом тоже из Италии — это Ciare MT 320 со звуковой катушкой диаметром 32 мм, сопротивлением 8 Ом, чувствительностью 95 дБ и солидным весом в 1,1 кг. Точно так же весьма похоже, что два басовика с резиновыми подвесами в каждой колонке можно идентифицировать как Ciare HW204 с целлюлозными диффузорами, 38-мм катушкой, сопротивлением 6 Ом и чувствительностью 92,5 дБ. Что касается 6-дюймового бумажного среднечастотника на гофрированном пропитанном тканевом подвесе и с острой конической фазовыравниваю-щей пулькой, то он вызывает сильные ассоциации с динамиками, присутствующими в каталоге французской Davis Acoustics, да и с учетом чувствительности эта гипотеза хорошо подходит. К сожалению, точно такого драйвера у фирмы найти не удалось (может быть, тут мы имеем дело с заказным вариантом).

Интересно, что СЧ-излучатель работает на собственный фазоинвер-торный объем, как и пара басовиков, так что всего в каждой колонке имеется три порта ФИ, выведенных на заднюю стенку. Через них частично видна внутренняя разводка, выполненная, кажется, серебряным кабелем. Также внутри можно рассмотреть довольно много звукопоглощающего материала. Внизу сзади, на широкой алюминиевой плите (снова тот же черный лист), смонтирована контактная группа с двумя парами клемм. Корпуса, стоящие не на шипах, а на небольших цилиндрических ножках, отделаны шпоном густокрасного цвета, и в целом АС, как и пришедший с ними вместе усилитель, привлекают своей «идеологической простотой» и одновременно удивительной стильностью.

Путешествие сквозь эпохи

Италия всегда была сильна в созидании вечных культурных ценностей в виде живописных полотен, архитектурных поэм в камне и схваченной и зафиксированной на листе бумаги музыки. А также и в более приземленных, но все же важных формообразующих вещах, например в неизменном (коренящемся глубоко в природе этой нации) чувстве стиля. Нетленное и мимолетное, истинные ценности и мода причудливо сочетаются и не противоречат друг другу во всем, чего коснулись итальянские музы. Италия существует в вечности и вместе с тем в каждом новом моменте бытия. Поскольку аудиоаппаратуру тоже можно (и даже нужно, на желательность подобного подхода прямо намекает производитель) рассматривать как музыкальные инструменты, сопричастные таинству рождения гармонии, то естественны попытки увязать звучание итальянской системы с музыковедческими и даже искусствоведческими ассоциациями в едином культурологическом контексте. Особенно это оправданно благодаря присущей компонентам New Audio Frontiers высокой степени «визуализации» звука, позволяющей буквально подбирать живописный видеоряд из эпохи, соответствующей музыкальному периоду. Высокое Возрождение, маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, модерн XX века — все это чередой проходит перед глазами при прослушивании, объединенное выделенной и даже подчеркнутой гармонической составляющей.

Идейно Reference 7.1 создавались для совместного функционирования с ламповыми усилителями, что подчеркивается легкостью их как нагрузки, а также несколько специфичной настройкой с умеренно широким провалом в области средних частот и последующим подъемом на нижних ВЧ (эти детали были получены на основе измерений АЧХ, уровня КНИ и импеданса, сделанных в рамках другого журнального проекта). Прогон пары с транзисторным усилителем, для выявления собственного характера АС, показал их чуткость к сигналу, очень быстрый отклик, ясность и высокую детальность, отличную атаку и базовую легкость исполнения. Поддерживающий бас весьма глубокий, но умеренно насыщенный по объему — скорее, он такой же точный и ювелирный, как и верхний звуковой диапазон, вследствие чего акустика воспринимается как крайне ровная тембрально и весьма сбалансированная по частотам (упомянутая выше зона провала вокруг точки 2 кГц практически не ощущается при прослушивании). В сочетании с Supreme 300B SE точные, гибкие и информативные колонки получают добавку в виде густых и насыщенных «янтарных» тембров, благодаря которым полностью уходит суховатость и лучше чувствуется телесность звучания, и благородной породистости в подаче. Со своей стороны, собственный почерк усилителя далек от приторной патоки иных ламповых реализаций, аппарат играет открыто и подвижно и отличается очень высоким тембральным разрешением, бесшовностью воспроизведения и естественной тонкой пластикой (последние моменты — бесспорная заслуга ламп 300В). В результате способность акустики поддерживать сколь угодно мелкую, гибкую и прихотливую ритмику накладывается на внятность и полный цельный голос достаточно крепкого однотактника, благодаря чему фактура музыки проявляется с необычайной силой. Формообразующий фактор, рассматриваемый не в конструктивном, а в художественном контексте, порождает (как уже отмечалось выше) стойкие пары-сочетания музыкальных и живописных образов: барочный властно доминирующий орган — и мрачноватый реалистичный монументализм Караваджо, безупречная барочная лютня и виоль д'амур — и золотистая цветовая гамма некоторых любимых полотен Рубенса, сокровенные хоры Палестрины, наполненные скрытым драматизмом и обращением к глубинным душевным переживаниям, — и всепобеждающий гуманизм Высокого Возрождения в касании божественной руки в «Сотворении Адама» Микеланджело. Игра светотени, основа и освещенные лучами света фигуры, сдержанность и выразительность, протяженные музыкальные линии и возникновение в музыке бассо континуо с его поддерживающе-расширяющей ролью, нивелирующей разделение солирующей мелодии и аккомпанемента, — все эти живописно-музыкальные ассоциации свободно поднимаются и сплетаются вместе при прослушивании музыки при помощи комплекта New Audio Frontiers, вовлекая и сам этот процесс в общий культурный пласт. Пожалуй, я не припомню другой системы, так ярко демонстрирующей общность, связь и видоизменение художественных методов сквозь жанры и эпохи, и другого звучания, которое кажется настолько синхронизированным с иными видами творчества. Видимо, это и есть гармония, понимаемая как структурное начало музыки в ее историческом контексте.


[ Вывод ]

Сбалансированный и цельный дуэт компонентов, сконструированный с отчетливым акцентом на воспроизведение академической музыки всех периодов. Способен выделить, помочь осознать и прочувствовать во всей полноте гармоническую основу музыкальной записи. Чувство сопричастности истории и культуре, возникающее при прослушивании системы, дорогого стоит. Колонки, взятые отдельно, демонстрируют (в отличие от усилителя) полное отсутствие жанровых ограничений, примечательную универсальность и жесткость, где это уместно и востребовано записью.

 

[Контрольный тракт ]

CD-проигрыватель Simaudio MOON 750D
Интегрированные усилители New Audio Frontiers Supreme 300B SE, Bryston B100 SST2
Акустические системы PMC OB1i, New Audio Frontiers Reference 7.1
Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Crystal Oval

Интегрированный усилитель
New Audio Frontiers Supreme 300B SE (559 000 руб.)

Технические параметры по данным производителя
Частотный диапазон, Гц 15-60 000
Выходная мощность (8 Ом, 5% КНИ), Вт 18 x 2
Чувствительность, мВ 900
Входной импеданс, кОм 100
Отношение сигнал/шум, дБ 90
Аудиовходы аналоговые стерео (RCA х 5)
Потребляемая мощность (максимальная), Вт 350
Габариты, мм 350 x 240 x 580
Масса, кг 45

Акустические системы New Audio Frontiers Reference 7.1 (546 000 руб.)
Технические параметры по данным производителя
Акустическое оформление фазоинвертор
Частотный диапазон (уровень не указан), Гц 25-25 000
Количество полос 3 (НЧ - 220 мм x 2, бумажные, СЧ - 150 мм,
бумажный, ВЧ - 32 мм, шелковый купол,
частоты раздела не указаны)
Сопротивление, Ом 6
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 93
Габариты, мм 1300 x 280 x 450
Масса, кг 80

 

По материалам издания Аудиомагазин
Текст: Мария САВИНА
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить