Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

«Делай все просто, насколько возможно, но не проще». Приводимое Lindemann изречение гения века минувшего, Альберта Эйнштейна, — это, в сущности, парафраз и отчасти развитие популярного средневекового афоризма, приписываемого францисканскому монаху Оккаму (так называемая «бритва Оккама»). Техника Lindemann весьма непростая, однако компания, по-видимому, считает такую меру простоты (или сложности) оптимальной.

 

Lindemann — новое имя в российской High-End-среде. Германский бренд не пользуется особой известностью и в мире, о чем можно судить по небольшому числу упоминаний в Глобальной паутине и специализированной прессе; наибольшее внимание уделяла фирме немецкая аудиопериодика. Это маленькая компания, и объем выпускаемой продукции соответствующий. Впрочем, большая популярность и валовые показатели никогда не были основными приоритетами в сфере High End.

Номенклатура Lindemann включает высококлассные компоненты для всех частей звуковоспроизводящего тракта: цифровой источник, усилители (предварительные, УМ, интегрированный), акустические системы, ЦАПы и даже кабели (система коммутировалась кабелями Lindemann). Таким образом, фирма предлагает не сочетать ее изделия со сторонним оборудованием, что и было сделано в рамках настоящего теста. Соединение многостороннего метрологического и слухового контроля в процессе конструирования вполне обычно для компании, которая специализируется на аудиотехнике высокого уровня. Производство Lindemann сосредоточено в Германии — это один из существенных факторов, обусловливающих отменное качество и немалую стоимость продукции.

Необходимое и достаточное

История Lindemann берет начало в 1993 году, когда появились первые изделия соответствующей марки — усилитель AMP 1 и колонки Box 1. Таким образом, давно вступившая в пору зрелости компания приближается к своему 20-летнему юбилею.

Самый свежий из рассматриваемых компонентов — выпущенный в текущем году интегрированный усилитель 885. CD-проигрыватель 825 был создан в 2010-м, а колонки BL-20 — годом раньше. В каталоге Lindemann три модели акустики — мини-монитор и две напольные АС, объединенные в Birdland Series («BL» в названиях); тестируемая BL-20 — младший напольный громкоговоритель. Компания ничего не сообщает о происхождении «орнитологического» имени линейки. Birdland ассоциируется с элитным американским клубным джазом и летящим звуком альт-саксофона самого Чарли Паркера про прозвищу Птаха (Bird). Догадки в отношении джазовых истоков кажутся вполне обоснованными с учетом кабельного семейства Kind of Blue (эпохальный альбом Майлса Дэвиса) и вторых имен АС: Dixi, Boogie и Swing. К слову, система Lindemann воспроизводит джаз довольно экспрессивно.

Первое, что привлекает внимание в CD-проигрывателе Lindemann 825, — это ЦАП с апсемплингом до 24 бит / 384 кГц. Независимое функционирование ЦАПа обеспечено наличием цифровых входов (оптического и электрического), что, конечно же, интересно, принимая во внимание высокий уровень преобразователя. Есть здесь и цифровые выходы этих же типов. В роли транспорта в CD-проигрывателе используется качественный DVD-привод; сервосистема с буферной памятью для цифровых данных оптимизирована для воспроизведения CD. Части транспорта, в том числе каретка, изготовлены из металла: минимум пластика — признак солидности конструкции.

Конструкторы учли быстро крепнущую тенденцию, связанную с вытеснением «твердых» звуковых носителей «мягкими», и предусмотрели асинхронный USB-интерфейс с поддержкой данных до 24 бит / 192 кГц.

Однотактная усилительная схема класса А полностью дискретная, операционные усилители здесь не применяются.

В полностью симметричном (двойное моно) транзисторном усилителе реализована схема с обратной связью по току (current mode amplifier). Каждому каналу придан 500-ватный силовой трансформатор. Двухтактные выходные каскады построены на восьми мощных транзисторах японского производства. В усилителе осуществляется оперативная автоматическая регулировка тока покоя и таким образом преодолеваются проблемы, характерные для схем класса АВ. Минимум высококачественных компонентов, кратчайший путь сигнала — так претворяется в жизнь заявленный принцип «просто, насколько возможно, но не проще».

На первый взгляд акустическая система BL-20 мало примечательна. Конструкция ее классическая: 2,5 полосы, три динамические головки (две 150-мм для НЧ/СЧ и 25-мм для ВЧ) в симметричной конфигурации в прямоугольном корпусе. Нет свойственного высококлассной акустике внешнего лоска — ни особых скульптурных форм, ни экзотического шпона, ни цветного лака, ни многослойной полировки, то есть всего того, что имеется, скажем, у Dynaudio Confidence C1 (см. тест в этом номере). BL-20 выглядят скорее аскетично. Сливочно-белые боковые и верхняя плоскости контрастируют с темно-серыми (почти черными) фронтом и тылом; динамики Accuton с керамическими белыми диффузорами под перфорированными решетками выделяются на темном фоне; спереди снизу видим металлическую пластину с логотипом Lindemann, выполненным глубоким фрезерованием. Простые стальные ножки увеличивают опорную базу: между ними и нижними опорными шайбами находятся металлические шарики.

В случае использования хороших динамиков, как мы понимаем, особенно высока цена просчетов при проектировании кроссовера и акустического оформления. Вообще-то, если стратифицировать элементы и узлы аудиосистемы в целом по тому вреду, что наносится звучанию, то на первое место я бы поставил кроссовер пассивной АС. Неизбежное зло... Частотный диапазон необходимо разъять, чтобы передать «лоскуты» разным драйверам. Предполагается, что цельность музыкального образа восстанавливается вблизи ушей слушателя, только вот на самом деле этого почти никогда не происходит — так или иначе, кроссовер «крутит» фазу, да и динамики разнесены в пространстве... Кроссовер Lindemann BL-20 по-настоящему минималистский, аудиофильский; частотное разделение осуществляется посредством единственного конденсатора — аналогично сделано, например, в акустике Epos. Естественно, минимален урон во временной области.

При проектировании корпуса АС специалисты Lindemann рассматривали разные материалы, среди которых были традиционные MDF, многослойная фанера и др. В результате для акустического оформления была принята оригинальная структура, включающая многослойную фанеру, пробку и. линолеум.

Точка экспрессии

Проигрыватель оказался чувствителен к записям: читал их дольше привычного, а время от времени вводил в заблуждение, информируя об отсутствии диска. Однако ж при некоторых обстоятельствах, прочтя на дисплее «No disc», не верь глазам своим. По-видимому, эта особенность обусловлена качеством электропитания в столице, так как в разное время дня игнорирование материала проявлялось у Lindemann 825 по-разному, а коль скоро положение аппарата в комнате не менялось, то фэн-шуй можно исключить.

Первые впечатления в начале прослушивания: необычное сочетание строгости с большой внутренней свободой, ясная по пространственному сюжету, объемная и воздушная музыкальная сцена; нижний регистр скромный, что обусловлено в первую очередь возможностями колонок, однако отменного качества. Динамический диапазон широкий во всем спектральном пространстве: не отмечалось ограничений ни в кульминационных фрагментах, когда звучание достигало высокого динамического гребня, ни в нижней части шкалы, когда музыкальный образ очень красиво проявлялся из тишины, словно изображение на листе фотобумаги.

При воспроизведении различных записей обнаружилось умение системы Lindemann обретать «точку экспрессии», благодаря чему с впечатляющей полнотой раскрывался заложенный в музыке художественный потенциал. В значительной степени ощущение звуковой гармонии — заслуга удачно воплощенного принципа монобрендовой системы.

В случае аудиотрактов из компонентов разных марок нередко прослушиваются стилевые блоки, из которых составлен общий звуковой стиль. Если прибегнуть к аналогии с музыкально-исполнительской практикой, то можно сказать, что строительство аудиосистемы высокого уровня сродни искусству хормейстера: создатель тракта тщательно подбирает компоненты по звуковому характеру, подобно тому как дирижер хора подбирает певцов в хоровых партиях с целью образования уникального вокального ансамбля (сегодня у нас почти не осталось музыкантов, владеющих этим редким искусством). Как известно, объективно очень хорошие аудиокомпоненты нередко столь же плохо сочетаются между собой, как и бесспорно хорошие голоса. С другой стороны, звучание монобрендовых трактов чаще всего не удовлетворяет — именно поэтому в High End прижился противоположный принцип.

Немецкая система предоставляет слушателю немного пищи для критики. Скажем, от техники за такую цену естественно ждать более адекватного отображения крупных звуковых событий (оркестр, большой орган). Однако, во-первых, возникает дилемма: что приобретаешь и что теряешь, подтягивая тот или иной звуковой аспект? Во-вторых, появляются мысли о противоречивости самого понятия «звуковой стандарт». Как правило, за изменения, вероятно, придется заплатить утратой внутренней гармонии. Ведь музыкальная гармония (в обобщенном, а не музыковедческом смысле) подобна гармонии человеческого лица, которому не подойдут нос и уши «получше», — возьмите хотя бы заполонивших телевизор безликих красоток...

Lindemann очень остро фокусирует звучание в точке музыкальной экспрессии, будь то классический джаз с участием Эллингтона и Хокинса, фортепианные опусы Альбениса с М.-А. Амленом, пьесы для гитары Льобета, вокальные сочинения Дебюсси с изумительной Кейт Роял в сопровождении оркестра, классическая симфония Гайдна, барочная музыка Перселла, Таллиса, Букстехуде или Телемана. Особенно запомнилось ощущение высокой концентрации эмоциональной энергии при воспроизведении диска «De Profundis» с ансамблем Kremerata Baltica п/у Гидона Кремера. Это был тот самый случай, когда реальное переживание достигало очень высокой концентрации и не существовало ничего, кроме музыки. Зримая музыкальная картина: рассвет, мерзлая земля под пасмурным небом, пиццикато скрипок — колючие кристаллы инея.

Система Lindemann способна направлять внимание слушателя на нетривиальные, глубинные аспекты музыки. Речь не о простой совокупности звуков, а о музыке как о феномене искусства, да простит меня читатель за высокопарность. Открывая для себя что-то ранее недоступное в новых или знакомых произведениях, всякий раз открываешь что-то в себе самом.


[Вывод]
Несомненно, технический и звуковой уровень системы Lindemann очень высок. Это продукт «made in Germany» со всем, что отсюда следует. Особого внимания достоин CD-проигрыватель, позволяющий отдельно задействовать высококлассный ЦАП. Стоимость колонок BL-20 представляется несколько завышенной, поэтому небезынтересно использовать электронику Lindemann с акустикой другой марки.


[Контрольный тракт]
CD-проигрыватель Lindemann 825
Интегрированный усилитель Lindemann 885
Акустические системы Lindemann BL-20
Межблочный кабель Lindemann Signal Connect XLR
Акустический кабель Lindemann Speaker Connect
Сетевой кабель Lindemann Power Cord/Power Cord S


Акустические системы Lindemann BL-20 (478 500 руб.)
Технические параметры по данным производителя
Акустическое оформление фазоинвертор
Частотный диапазон (-3 дБ), Гц 48 — 22 000
Количество полос 2,5 (НЧ/СЧ - 150 мм x 2, ВЧ - 25 мм)
Частоты раздела, Гц 360, 3500
Сопротивление (номинальное / минимальное), Ом 4 / -
Мощность, Вт 100
Чувствительность (2,83 В, 1 м), дБ 90
Габариты, мм 1075 x 250 x 170 24,5

CD-проигрыватель Lindemann (885 359 руб.)
Технические параметры по данным производителя ]
Воспроизведение CD, CD-R/RW, HDCD
Частотный диапазон (-3 дБ), Гц DC—20 000
КНИ, % менее 0,003
Отношение сигнал/шум, дБ более 114
Выходы аналоговый стерео (RCA/XLR), цифровой
коаксиальный (S/PDIF, RCA), цифровой
оптический (TosLink)
Входы цифровой коаксиальный (S/PDIF, RCA) x 2,
цифровой коаксиальный (DSP Loop),
цифровой оптический (TosLink),
USB (асинхронный)
Габариты, мм 135 x 440 x 345
Масса, кг 10,2

Интегрированный усилитель Lindemann (885 426 руб.)
Tехнические параметры по данным производителя
Выходная мощность, 4 / 8 Ом, Вт 250 / 135 x 2
Частотный диапазон (-3 дБ), Гц 1 — 200 000
КНИ (1 кГц, 1 Вт), % менее 0,005
Отношение сигнал/шум, дБ 110
Разделение каналов, дБ 100
Входное сопротивление, кОм 20
Аудиовходы аналоговые (XLR х 2, RCA х 3)
Выходы предварительного усилителя XLR, RCA
Потребляемая мощность, Вт 200
Габариты, мм 430 x 195 x 530
Масса, кг 36

[ Музыкальный материал ]

DISC 1 «Duke Ellington meets Coleman Hawkins» (Impulse! IMP 11622)
DISC 2 Albenis «Iberia». Marc-Andre Hamelin (Hyperion, CDA67476/7)
DISC 3 «Terezine / Therezienstadt» Anne-Sofie von Otter (Deutsche Grammophon, 477 6546GH)
DISC 4 Hartmann. «Concerto funebre» (Hyperion, CDA67547)
DISC 5 Debussy. Kate Royal (EMI, 394419-2)
DISC 6 Purcell. Chamber music. London Baroque (Harmonia Mundi, HMA 1951327)
DISC 7 Britten / Elgar. Cincinnati Orchestra / Paavo Jarvi (Telarc, 80660)
DISC S Netrebko /Barenboim «In the still of night» (Deutsche Grammophon, 001403402)


По материалам издания Аудиомагазин
Текст Артем АВАТИНЯН
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить