Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

По заверениям инженеров Yamaha флагманские проигрыватель и усилитель олицетворяют «прорыв к максимальному качеству звуковоспроизведения». Чтобы проверить столь ответственное заявление, мы протестировали их совместно с топовой акустикой Bowers & Wilkins.

 

Цены Yamaha CD-S3000/ Yamaha A-S3000/ Bowers&Wilkins 802 Diamond 230 000/280 000/455 000 P

Начальные строки рекламного буклета CD-S3000 и A-S3000 звучат гордо: «Хай-фай начинался с «Ямахи». И впрямь, в 1954 году компания выпустила проигрыватель винила, в названии которой впервые использовалась эта аббревиатура. 20 лет спустя появилась высококлассная акустика Yamaha NS-1000M, в которой использовались твитеры с бериллиевыми диффузорами, полученными новаторским по тем временам методом осаждения в вакууме. В 1977-м началось серийное производство LP-проигрывателя РХ-1 с линейным тонармом, а в 1986-м — усилителя СХ-10000 с цифровым эквалайзером и DSP-режимами, о чем большинство конкурентов тогда и не мечтало. В 1990-х Yamaha изготовляла CD-плеер с 1-битным ЦАПом и систему «пред/мощник», работающую исключительно в классе А.

Список можно продолжить, но, согласитесь, обоснованность притязаний японских инженеров мы уже доказали. А ведь фирма имеет и колоссальный опыт производства музыкальных инструментов, незаменимый для понимания того, как воспроизвести звук без потерь и искажений. И последнее: создателей компонентов серии 3000 не стесняли экономические или технологические рамки. Что получилось в результате?
Заглянем под капот проигрывателя. В тракте ЦАН-преобразования установлена первоклассная микросхема ES9018 от ESSTechnology, выбранная (после тщательного изучения множества аналогичных чипов) не только из-за способности с высоким качеством дешифровать аудио в 32-битном режиме, но и благодаря умению работать с большими массивами аудиоданных и превосходно передавать как верха, так и бас.

Тактовый генератор является ее неотъемлемой частью, что позволяет применить высокоэффективную технологию минимизации джиттера. Фактически микросхема является 8-канальным ЦАПом, поэтому декодировать стереопоток можно в двойном дифференциальном режиме, т.е. с непревзойденным соотношением сигнал/шум. Впрочем, это заслуга ESSTechnology; инженеры Yamaha направляли основные усилия на повышение качества встроенного в проигрыватель USB-ЦАПа. По их спецификациям была разработана оригинальная микросхема, на которой и собран USB-ЦАП в виде отдельного узла. В нем имеется свой тактовый генератор, возможен прием данных размерностью до 24/192 в асинхронном режиме, поддерживается «профессиональный» протокол ASIO 2.0. Чтобы воспользоваться преимуществами последнего, владельцу CD-S3000 нужно лишь установить на свой компьютер USB-драйвер ASIO 2.0 Yamaha Steinberg, доступный для бесплатного скачивания с сайта фирмы.

Столь же пристальное внимание уделено и аналоговым цепям. Узлы обработки аналоговых и цифровых сигналов запитываются от разных тороидальных трансформаторов и физически разнесены в корпусе проигрывателя (их разделяет центрально расположенный транспортный механизм). Питающие кабели от каждого трансформатора являются прямым продолжением его обмоток и подключены к плате винтовыми клеммами, что исключает недостатки, связанные с пайкой. Усилитель-формирователь данных с ЦАПа имеет всего один каскад, что значительно повышает быстродействие схемы, позволяя реалистично отрабатывать сигнал с крутыми фронтами и тем самым улучшить микродинамику. Инженеры позаботились и о пассивных мерах для снижения помех. CD-транспорт установлен на массивные опоры (специальные жесткие якоря спереди и сзади прочно удерживают его на основании) и точно выверен в горизонтальной плоскости (передний якорь двухслойный с винтовым регулировочным механизмом). Трансформаторы заключены в покрытые медью экранирующие корпуса и покоятся на демпфирующих плитах из бронзы. Вся конструкция размещается на дополнительном шасси.

По аналогичным принципам построен и усилитель A-S3000. К корпусу жестко крепится шасси из омедненной стали, имеющее добавочную центральную поперечину, на которую устанавливаются накопительные конденсаторы блока питания, массивные радиаторы выходных-транзисторов и бронзовая плита основания тороидального трансформатора. В результате получается предельно жесткая конструкция, защищающая тракт от вибраций и электромагнитных помех. Каскады предварительного усиления буквально висят на входных разъемах, что сводит к минимуму путь сигнала от источника. Схема усилителя выполнена по принципу «двойное моно», имеет симметричную топологию и работает в балансном режиме. Фонокорректор заключен в отдельный экранирующий кожух и состоит из двух независимых схем (для работы с МС- или ММ-картриджем), причем соответствующий переключатель находится в необычном месте — на передней панели усилителя. Регулятор громкости — моторизованный электронный (обеспечивает чрезвычайно точный выбор уровня), а регуляторы баланса и тембров отключаются в «нулевом» положении (при установке рукояток вертикально раздается легкий щелчок реле).

Главная отличительная черта конструкции акустических систем Bowers & Wilkins 802 состоит в том, что драйверы каждой из трех полос работают на отдельный объем. Это способствует снижению взаимного влияния динамиков и обеспечивает максимально эффективное демпфирование корпуса. С этой же целью каждая камера изготавливается из специального материала. Основной корпус колонки выполнен из нескольких слоев древесины, склеенных в изогнутую монолитную стенку толщиной 35 мм. Внутри корпуса находится матрица из упорядоченно расположенных продольных и поперечных распорок, повышающих его жесткость. Среднечастотный отсек каплевидной формы отлит из полимерного материала Marian, напоминающего по свойствам камень. Похожим образом оформлен и отсек для твитера. Все три камеры акустически изолированы. Особого внимания заслуживает твитер, поскольку его купол изготовлен из поликристаллического искусственного алмаза методом химического напыления (отсюда слово Diamond в названии АС).

Резонансная частота собственных колебаний алмазного купола гораздо выше, чем, скажем, алюминиевого (составляет порядка 70 кГц), что позволяет твитеру работать в поршневом режиме на частотах, значительно превышающих слышимые. СЧ-динамик тоже необычен: кевларовый диффузор покоится на очень жестком FST-подвесе, который гасит резонансы в широком диапазоне частот, впрочем, как и сам плетеный кевлар. Диффузоры НЧ-драйверов выполнены из особого полимера Rohacell, легкого и очень прочного, а большой пылезащитный купол придает диффузору дополнительную жесткость. Широкий порт фазоинвертора с фирменной текстурой «мячик для гольфа» выведен на дно НЧ-отсека и направлен непосредственно в подиум. Кроссовер рассчитывался для минимизации пути сигнала и внесения наименьших искажений. Выбор его компонентов сопровождался тщательным прослушиванием.

Система воспроизводит музыку нейтрально, сдержанно, с сохранением мельчайших нюансов записи. Бас на средней громкости получается очень глубоким и собранным. По всей видимости, колонки не любят играть тихо, но реальные 80 Вт/кан. усилителя Yamaha раскрыли потенциал 802-х «алмазов» полностью. Короче говоря, перед нами комплект действительно High-End-уровня, и звучит он на столько, сколько и стоит — на миллион рублей.


КОММЕНТАРИИ

Результаты измерения электронных компонентов в очередной раз доказывают, сколь серьезно инженеры Yamaha прорабатывают схемотехнику. АЧХ проигрывателя не вызывает никаких нареканий, график КНИ змеится у оси абсцисс. Не идеален разве что спектр выходного сигнала («коврик» приподнимается на НЧ и малой громкости — не потому ли экспертам показалось, что колонки, а на самом деле плеер, не любят работать на низкой громкости?). АЧХ усилителя впору использовать как эталон (даже на 95 кГц амплитуда снижается менее чем на 3 дБ). Фактическая и заявленная мощность совпадают (в стеоеорежиме обеспечивается около 80 Вт/кан.). Уровень разделения каналов — более 60 дБ. Звучание акустики отличается низкой направленностью и широким рабочим диапазоном (нижняя граничная частота по уровню -10 дБ составляет 30 Гц), но КНИ снижается до 1 % только к 50 Гц. Паспортный импеданс почти равен измеренному и ниже 3 Ом не опускается.

По материалам издания Stereo&Video
текст Вячеслав Саввов, Николай Баландин
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить