Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

1.jpg

На какие только ухищрения не идут производители High End-техники, чтобы повысить качество звучания! Например, британская компания dCS выпускает как «бескомпромиссный» CD проигрыватель, так и отдельный тактовый генератор.

 

 

Вороненый металл, изогнутый наподобие то ли рояльной крышки, то ли гитарного грифа.

 3.jpg

710 600 / 215 300 P*

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Пожалуй, никогда еще мы не видели у High End-компонентов столь смелого, необычного и вместе с тем изысканного дизайна. Скругленные фасады из вороненого металла с выемкой, которая словно бы шепчет «приласкай меня», мы не забудем никогда.

В мир бытовой аудиотехники класса High End, фирма dCS (Data Conversion System, т.е. «Система обработки данных») пришла с большим опытом производства профессиональной цифрововой аппаратуры (ее изделия используются, в частности, легендарной студией звукозаписи Abbey Road) - в 1997 г. на суд аудиофилам был представлен высококачественный ЦАП Elgar, работавший с 64-кратной (!) передискретизацией - 2,822 МГц для CD-DA, что неслучайно совпадает с параметрами DSD-потока SACD). С тех пор много воды утекло (и унесло в Лету несколько аудио-форматов - ред.), но стремление фирмы получить максимум достоверной информации с оптического носителя осталось прежним и не потеряло актуальности. Похвально и то, что за решением чисто технических задач создатели не забывают о внешнем виде продуктов - бок о бок с опытными инженерами трудятся талантливые дизайнеры. Взгляните еще раз на открывающий статью снимок. Разве не прекрасны эти компоненты: вороненый металл, изогнутый наподобие то ли рояльной крышки, то ли гитарного грифа - эти чувственные очертания, безошибочно настраивают слушателя на романтический лад. А кнопки-капельки на проигрывателе, расположенные «по убывающей», а ЖК-дисплей с небесно-голубой подсветкой! Изумительно.

Но, как говорится, не дизайном единым… В проигрывателе используется очень дорогой, но и чрезвычайно надежный транспорт UMK5 от японского производителя Esoteric (на более ранних моделях dCS устанавливался привод Philips, но у него сравнительно быстро «сбивался прицел»). Подобно Elgar′y, проигрыватель Puccini обрабатывает CD-данные с 64-кратной передискретизацией, как бы приводя их к общему знаменателю с потоком DSD. При этом используется технология PLL (Phase Locked Loop - фазовая автоподстройка частоты, ФАПЧ), значительно снижающая джиттер. Быстродействующие и высокоточные DSP-процессоры вкупе с фильтрами новейшего поколения обеспечивают максимальную детальность звучания. Повышена емкость программируемых логических интегральных схем FPGA, что позволило расширить возможности аппарата. Модернизирован блок питания: снижена рабочая температура и чувствительность к перепадам питающего напряжения. 16-битовый микропроцессор позволил улучшить управление компонентом. Высококачественное алюминиевое шасси со специальными панелями, ламинированными демпфирующим материалом, обеспечивают надежную защиту от электромагнитных наводок и вибрации. По сравнению с флуоресцентным установленный ЖК-дисплей делает индикацию более наглядной, снижает как общее энергопотребление, так и уровень электромагнитных помех. При необходимости ПО можно обновить с CD-ROM. Экипирован проигрыватель тоже по-королевски: предусмотрены балансный и несимметричный аналоговые выходы линейного стереосигнала, два коаксиальных выхода цифрового аудио и пара S/PDIF-входов. Следовательно, можно использовать высококачественный ЦАП проигрывателя для конвертации в аналог внешнего сигнала. Принимаются потоки с частотой дискретизации 32; 44,1; 48; 88,2 или 96 кГц, а длина слова может доходить до 24 битов. Также имеется гнездо интерфейса RS-232, позволяющего вписать проигрыватель в мультирумую систему… Но сведущего читателя, наверняка, уже терзает вопрос: поскольку Puccini рассчитан на все случаи жизни, зачем здесь внешний тактовый генератор U-Clock? Сейчас объясню. Помимо упомянутых портов на заднюю панель проигрывателя вынесены вход/выход сигнала тактовой частоты. Разработчики твердо уверены: точность импульсов 44,1 кГц есть ключевое условие правильного чтения данных с CD, и обеспечить его выполнение в состоянии только отдельный узел, максимально защищенный от помех и наводок. Кстати, аппараты могут работать и в режиме Master Clock, но для этого их необходимо дополнить внешним ЦАП′ом. Тогда U-Clock станет общим тактовым генератором для пары «транспорт/ЦАП», что по идее должно свести джиттер к минимуму. Впрочем, U-Clock - не просто тактовый генератор, а полноценный цифровой процессор, способный довести параметры данных с асинхронного USB-входа (информация синхронизируется при помощи обратной связи с компьютером) до разрешения 24 бита/192 кГц. Преобразованный таким образом сигнал поступает на один из двух выходов S/PDIF. При необходимости этот выход можно соединить с соответствующим входом проигрывателя и получить на линейном выходе высококачественный аналоговый сигнал. Остроумно, правда? Можно «подмешать» в цифровой сигнал определенную величину случайного (т.н розового) шума. Таким способом перекрывается «мертвая зона», создаваемая ФАПЧ с узкой полосой пропускания.

Столь дорогостоящие решения не замедлили сказаться на звучании. После длительных экспериментов мы остановились на варианте с апсемплингом CD до DSD и фильтре 1, т.е. фактически на заводских установках. Больше всего нас поразило то множество подробностей, которые проигрыватель выявил на тестовых треках, выученных, казалось бы, уже наизусть. Пожалуй, никогда еще эффект присутствия в студии звукозаписи не был таким явственным. Примечательно, что U-Clock работал в системе подобно высококачественному сабвуферу - разница в звучании (аудиосцена теряла в глубине, музыкальные образы, в рельефности) сильнее ощущалась, когда он был отключен, а не наоборот. В поисках радости от прослушивания специалисты dCS пошли на крайние меры. И оказались в явном выигрыше - как и слушатели.

 2.jpg

ПУЛЬТ ДУ
Увесистый контейнер из обрезиненного металла. Кажется, будто дизайнеры стремились снабдить пользователя не столько устройством управления, сколько средством защиты от тех, кто надумает лишить проигрыватель законного владельца

 4.jpg

ЗАДНИЕ ПАНЕЛИ
Проигрыватель экипирован как аналоговыми выходами обеих разновидностей (балансным и несимметричным), так и двумя коаксиальными выходами цифрового аудио и портом RS-232. Но самое удивительное - наличие двух S/PDIF-входов (плейер может работать как ЦАП) и входа/выхода внешнего тактового генератора. U-Clock оборудован портом USB В, четырьмя выходами синхроимпульсов и двумя выходами S/PDIF.

Больше всего поразило количество новых подробностей на давно заученных наизусть записях.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

 8.jpg

Большое изображение

 5.jpg

[01] АЧХ/КНИ комплекта

 6.jpg

[02] Отклик комплекта на одиночный импульс

 7.jpg

[03] Спектр выходного сигнала

КОММЕНТАРИЙ

Результирующую АЧХ иначе как идеальной не назовешь. Неравномерность чуть-чуть превышает 0,1 дБ, дисбаланса по каналам нет вовсе. Нелинейные искажения начинают заметно расти на частотах выше 6 кГц - сказывается влияние розового шума, подмешиваемого тактовым генератором в сигнал, но звучание при этом кажется более естественным, чем при отключении вышеупомянутого режима. Фаза входного сигнала остается неизменной.

По материалам Stereo & Video
Автор Вячеслав Саввов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить