Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

SACD-проигрыватель K-03, появившийся на рынке в конце 2010 года, представляет собой младшее из двух «однокоробочных» решений фирмы Esoteric, в каталоге которой также имеются раздельные двухблочники транспорт — ЦАП и даже вполне уникальное для домашнего аудио решение в виде пары моноблочных ЦАПов. Однако, соответственно, и цена вопроса там ощутимо выше. Наш одноблочник тоже, в общем-то, трудно назвать бюджетным вариантом. Скорее, это наиболее доступный из топовых плееров Esoteric, обладающий реальным уровнем «state-of-the-art».

 

 


Конструкция


Как и старший собрат K-01 из той же серии, наш сегодняшний гость оборудован неизменным транспортным механизмом TEAC, использовавшимся, помимо фирменных аппаратов и моделей Esoteric, в проигрывателях ряда других хай-эндных фирм. Например, антивибрационный и полностью стабилизированный VRDS традиционно любим американской Wadia (верхние линейки). Модификация этого технически изощренного транспорта с приставкой NEO впервые появилась в моделях Esoteric в 2003-м, в тогдашних одно-блочных топах — X-01 и универсале UX-1. Вариант, примененный ныне в K-03, имеет номер VMK-3.5-10 и является, как утверждает фирма, «несколько упрощенным по сравнению с механизмом K-01» (с номером VMK-3.5-20S). Он имеет легкий и прочный дюралюминиевый прижим для дисков и цельноалюминиевый загрузочный лоток. У обеих моделей, как старшей, так и рассматриваемой сегодня младшей, один и тот же новый и более точный задающий генератор тактовой частоты, а также сходная схемотехника — полностью балансные аналоговые контуры и ЦАП в двойном дифференциальном включении, сделанные на параллельно соединенных чипах в мономоде. Только в K-03 восемь таких чипов, по четыре на канал, а в K-01 — целых шестнадцать. Сами чипы — производства японской компании Asahi Kasei Microdevices Corp., универсальные высокоразрядные AK4399 с параметрами 32 бит/ 192 кГц, способные принимать и обрабатывать сигналы в «хайрезных» форматах DVD-A и SACD, причем как в виде PCM, так и в виде DSD-потоков, при необходимости переводя один в другой или оперируя оригинальными данными. Учитывая универсальную природу этих ЦАПов, их можно использовать по-разному, например, в Blu-ray-проигрывателях, как делает фирма Marantz в своих современных верхних моделях. Однако с таким же успехом они работают и в «чистых» CD-проигрывателях, без форматов высокого разрешения, как предлагает датская компания Gryphon Audio Designs, которая тоже любит схему двойного дифференциального включения чипов.

AK4399 содержит встроенный 32-битный цифровой фильтр (ЦФ), работающий с 8-кратной передискретизацией, и цифровой регулятор громкости. Есть также возможность использования внешнего цифрового фильтра, в Esoteric K-03 реализованная сполна. При обработке потока PCM, помимо 8-кратной передискретизации сигнала на входе, содержащейся в упомянутом выше встроенном ЦФ, можно вручную выбрать три режима: не вводить дополнительное увеличение частоты семплирования (original — ORG) либо дополнительно задействовать 2- или 4-кратное ее увеличение.
Но и это еще не все. Проигрыватель располагает четырьмя опциями выбора внешнего цифрового фильтра (разумеется, тоже только для потока PCM, а не для однобитного DSD или перекодированного из него «вторичного» PCM). Первые две — обыкновенный FIR-фильтр (с конечным импульсным откликом) в двух вариантах: c не зависящей и зависящей от частоты дискретизации верхней границей. Вторые две опции аналогичны первым относительно среза, но под названием Short delay. По заявлению производителя, эти фильтры обеспечивают импульсный отклик без эффекта «предзвона», а также естественную энергичную атаку и чуть уменьшенную реверберацию (то есть оптимизируют переходные характеристики сигнала, отрабатывая поступающий импульс с минимальными «хвостами»). По действию это похоже на аподизирующий фильтр, известный по разработкам фирмы Meridian. Программы цифровой обработки данных реализованы на ППВМ (программируемых пользователям вентильных матрицах) Xilinx.

Для повышения точности обработки сигнала Esoteric предлагает возможность синхронизации плеера от внешнего тактового генератора (и тут вспоминается dCS, которая тоже не мыслит себе завершенного цифрового источника без высокоточного внешнего блока управляющего генератора тактовой частоты). В качестве такового можно использовать родные решения самой Esoteric: прецизионный G-0Rb, основанный на рубидиевом стандарте частоты, либо вариант попроще — G-03X («попроще» исключительно с учетом высоких стандартов фирмы).
Esoteric K-03 экипирован достаточным количеством входов, позволяющих трактовать его как ЦАП, предназначенный для работы с внешним источником. Он имеет цифровые оптический и коаксиальный входы, а также порт USB 2.0 с драйверами, обеспечивающими три разных режима передачи данных: обычный, ограниченный частотой дискретизации сигнала 96 кГц, разогнанную до 24 бит / 192 кГц моду и, наконец, третий вариант, аналогичный второму, но с внешним управлением от ЦАПа проигрывателя (асинхронный режим).

Тяжеленный плеер (навскидку никак не менее 25 кг, а на самом деле и все 28) в цельноалюминиевом корпусе внешне вызывает ассоциации все с теми же аппаратами dCS, в частности с Puccini. Особенно похожи плавные скосы-изгибы передней панели снизу и сверху. Хотя, возможно, это усиленная «наведенная» ассоциация, связанная с предельной функциональностью и нафаршированностью проигрывателя, близкой только технике упомянутой английской фирмы. Снизу корпус заканчивается толстой алюминиевой плитой, куда вкручены три хитрые ножки — с плавающим основанием, одноточечные, связанные с плитой через единственный длинный винт; в разрезе они представляют собой вложенные конусы, причем верхний входит в углубление такой же формы в нижней ответной части. Эта двухконусная развязка обеспечивает плавающий режим, когда нижняя «пятка» всегда идеально следует поверхности, на которую ставится, а трехточечная опора позволяет добиться недостижимого для четырехногих конструкций выравнивания в целом. Мало того, в днище есть отверстия для установки, по желанию, либо двух ножек спереди и одной сзади, либо наоборот. К проигрывателю прилагаются три фетровых кругляша-подпятника, которые можно наклеить на основания ножек.

Боковые алюминиевые стенки, плавно загибающиеся на заднюю крышку, и верхняя панель с выгравированным лого Esoteric образуют очень тяжелый и брутальный (по количеству металла) корпус. Впрочем, со всеми своими деталями, алюминиевыми кнопками и панелями, превосходной и дорого выглядящей обработкой металлических поверхностей и голубыми символами на экране (они гаснут сами через какое-то время, если не трогать пульт и кнопки управления) он смотрится исключительно стильно.

Алюминиевый пульт ДУ имеет «ложе», а снизу и с боков обтянут тонкой мягкой кожей. Выглядит этот довольно массивный брусок крайне необычно, хотя сначала были опасения насчет функциональности столь роскошного украшения. Он полнофункциональный, с календарем треков и всеми навигационными кнопками по диску, а также с управлением громкостью для встроенного цифрового регулятора, по шкале от 0 до 99 с шагом 1 дБ. К сожалению, с ПДУ навигация по достаточно разветвленному меню недоступна, для совершения
любого действия (и даже для переключения активного аналогового выхода с балансного на небалансный) придется подойти к аппарату и нажать комбинацию клавиш на передней панели. Впрочем, это единственная претензия к конструкции, в высшей степени продвинутой и солидной. Производитель рекомендует обеспечить новому плееру весьма длительный прогрев — не менее месяца непрерывной работы.

Прослушивание

Поскольку Esoteric K-03 обладает довольно большим количеством опций, прямо влияющих на звучание, то приходится провести довольно много времени, подбирая оптимальный режим по вкусу. Начали мы, разумеется, с установок по умолчанию: отключенный встроенный регулятор громкости, отсутствие усиливающего апсемплинга (по сравнению с базовым восьмикратным, см. выше) и внешнего ЦФ. Для экспериментов была выбрана симфоническая сюита «Антар» Римского-Корсакова в блистательном исполнении Неэме Ярви с его Гётеборгским оркестром.

Вначале был проверен эффект от кратного увеличения частоты семплирования в два и в четыре раза по сравнению с первоначальной установкой, при отключенном внешнем ЦФ (с использованием только того, что дают сами AK4399). С 2-кратным апсемплингом стало чуть больше объема и ревербераций, улучшились неразрывность и пластика звучания у духовых и струнных. Флейта заметнее забилась и завибрировала всеми нотками, прорезались естественные оркестровые вступления с легчайшими расхождениями по атаке и времени начала звучания, до того достаточно сглаженные. С 4-кратным апсемплингом намеченная тенденция усилилась, прибавилось углубленной тишины, тонкие динамические перепады стали более отчетливыми и проявились некоторые инструменты, ранее казавшиеся глуховатыми. Также практически ушли зернистость и напряженность на форте струнных, звук стал оптимально пластичным, а подача свободной и раскрепощенной. Поэтому в дальнейшем мы держались опции 4-кратного увеличения частоты семплирования.

При подключении внешних фильтров обнаружилось, что FIR1 несколько затушевывает задние планы и акцентируется на выпуклом переднем. Причем за счет этого тембры инструментов, играющих на виртуальном переднем плане, кажутся более насыщенными, а образы самих инструментов более крупными и массивными. Такая подача, скорее всего, будет уместна при воспроизведении популярной музыки, но для классической ее нельзя признать достаточно сбалансированной. К тому же оркестру не хватает привлекательной гибкости и раскрепощенности, наблюдавшихся до включения этого фильтра. С более прямолинейным звучанием уходят хрупкое очарование момента и сказочная атмосфера весьма характерной записи. Режим FIR2 несколько ослабляет отмеченный выше эффект и делает все чуть более деликатно.

Однако абсолютно беспроблемной подача становится со второй группой фильтров — «Short Delay» с номерами 1 и 2. S_DLY1 дает результат, близкий к варианту без фильтра, но еще гибче. И по сравнению с опцией по умолчанию проявляются новые моменты. Совсем тихие фрагменты воспроизводятся исключительно бережно и трепетно, еле слышно, но очень ясно и отчетливо, создавая живой эффект присутствия. Кроме того, оркестровое форте подается более свободно и уже абсолютно без напряжения (вообще говоря, форте во всех режимах лучше отрабатывается с внешним ЦФ, нежели без него, но FIR привносит некоторую линейность и угловатость, а с этой установкой возвращается прежняя текучесть, уже не сопровождаемая никакими динамическими проблемами). S_DLY2 еще больше усиливает это впечатление и субъективно словно увеличивает громкость. При прямом сравнении последней опции и положения Off без внешнего ЦФ подтверждается, что динамика и ритмика лучше и ярче с S_DLY2, но «бесфильтровый» режим дает более затаенную и сказочную атмосферу, не переходящую в статичность. Оба варианта, безусловно, весьма привлекательны, каждый по-своему. Хотя и прочие имеют право на существование, в зависимости от жанра воспроизводимой записи и вкуса слушателя.

В целом по характеру звучания K-03 настолько прозрачен и нейтрален, что на ум приходит философское понятие «незамутненность сознания» (и связанная с ним буддистская практика, в которой это состояние является обязательным). Он не стремится навязать системе собственный почерк, доминировать и определять общий стиль. Его вклад поначалу очень сложно уловить, мы сменили три пары акустики, два усилителя и два плеера, пока не сформировали устойчивое ощущение неуловимого нечто, которое можно назвать «мощным гармонизующим началом». Но после того как это впечатление сложилось и было понято, оно больше нас не покидало. Плеер, не выпячивая себя, подчеркивает лучшие черты компонентов, оказавшихся с ним в одной связке. Если это прозрачный и предельно информативный бас мониторов JBL 3419, то именно с K-03 его специфика прослушивается наилучшим образом. Если это гибкая и мягкая пластика интегральника Pathos T.T. Anniversary, то в компании с K-03 она проявляется в полной мере, а смена плеера Esoteric на другие неплохие варианты тут же убивает в звуке что-то тонкое и живое. Предыдущее изучение влияния ЦФ и частоты семплирования мы проводили на акустике Focal JMLab Electra 1038 Be II, поскольку именно в комплекте с K-03 получили превосходный результат по части передачи микродинамических нюансов и глубоких тихих линий. Проигрыватель обеспечивает не яркое и не приглушенное, не теплое и не холодное, исключительно детальное и уравновешенное воспроизведение, равноудаленное от чистой эмоциональности и интеллектуальности. Идеальное «состояние одной мысли» — и достижение гармонии звучания. И при всей неощутимости влияния его замена чем-то другим отзывается мучительным дискомфортом.


[ Вывод ]

Исключительно прозрачный, нейтральный и сбалансированный звук Esoteric K-03 вызывает ассоциации с философскими концепциями, а сам он служит своего рода гармонизатором или холстом, на котором расцветают прочие компоненты и естественным образом подчеркиваются их наиболее сильные черты. Безо всякого доминирования или навязывания собственного почерка этот проигрыватель способен вытащить практически любую систему, независимо от звукового стиля или жанровой направленности.


[Контрольный тракт]
CD-проигрыватель Simaudio Moon 650D
Интегрированные усилители Pathos T.T. Anniversary, Bryston B100 SST2
Акустические системы JBL Studio Monitor 4319, Focal Electra 1038 Be II, PMC OB1i
Коммутация кабелями Analysis Plus Solo Crystal Oval

Проигрыватель cd/sacd Esoteric K-03 (470 600 руб.)
Tехнические параметры по данным производителя

Воспроизведение SACD, CD, CD-R/CD-RW
Частотный диапазон, Гц 5-55 000 (по уровню -3 дБ)
Отношение сигнал/шум, дБ 115
Гармонические искажения (1 кГц), % 0,0015
Аудиовходы USB type B, цифровой оптический, цифровой
коаксиальный (RCA), world clock in (BNC),
USB 2.0, три режима работы (частота
дискретизации до 96 кГц; до 192 кГц;
асинхронный режим 192 кГц)
Синхронизация от внешнего тактового генератора частоты 44,1, 88,2, 174,4 кГц, 10 МГц
(точность ±15ppm)
Аудиовыходы аналоговая стереопара RCA и XLR,
цифровой коаксиальный (RCA)
Выходной импеданс (аналоговые выходы XLR / RCA), Ом 100 / 47
Потребляемая мощность, Вт 27
Габариты, мм 445 х 162 х 438
Масса, кг 28

[ Музыкальный материал ]

DISC 1 G. P. Telemann. «Concertos for Woodwind Instruments». Camerata Koln (DHM, 05472 77367-2)
DISC 2 «Baroque Music for Brass and Organ». Empire Brass Quintet with W. Kuhlman (Telarc, 80614)
DISC 3 N. A. Rimsky-Korsakov. Symphony №2 «Антар». Gothenburg Symphony Orchestra, Neeme Jarvi (DG, 423 605-2)
DISC 4 «Double Concertos». J. Heifetz (RCA Red Seal, original recording remastered, SACD, 8697-04605-2)
DISC 5 Emil Gilels Plays Scarlatti, Debussy Prokofiev (Ermitage, ERM 163-2)
DISC 6 R. Wagner. «Tannhauser: Overture». Wiener Singverein, Sir Georg Solti (Decca, 460 510-2)
DISC 7 «Organ Landscape: Lubeck, St. Jakobi». W. Baumgratz (MDG Gold, 319 0962-2)
DISC 8 AC/DC. «The Razors Edge», remastered (Epic Rec., 510771 2)
DISC 9 Grave Digger. «Knights of the Cross» (GUN, 74321 58069)
DISC 10 Kataklysm. «In the Arms of Devastation» (Nuclear Blast, 27361 15275)

По материалам издания Аудиомагазин
Текст Мария САВИНА
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить