Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Существует мнение, что соединительные кабели в тракте не должны вносить изменений в сигнал и оказывать на него влияние. Однако все и вносят, и оказывают. Даже самый незатейливый образец обладает определенными звуковыми свойствами. Загадка этого явления в том, что на слух, и нередко без особых усилий, действительно улавливается разница, а разгадка отчасти в том, что любой кабель проявляет свои лучшие свойства лишь на узком участке частотного диапазона.

 

Выигрышное сочетание
Как бы невероятно это ни выглядело применительно к кабелям, речь пойдет именно о звуковом диапазоне и его частях. В 1992 году компания Music Interface Technologies по итогам обширных исследований объявила о создании программы для тестирования и измерения, способной выявлять взаимосвязь между музыкальными особенностями кабелей и теми их важными техническими характеристиками, которые наконец-то удалось измерить. Запатентованное программное обеспечение Efficiency Scale, разработанное MIT совместно с Hewlett-Packard, позволило фиксировать величины именно тех параметров, что влияют на эффективность пропускания музыкального сигнала. В MIT сумели свести результаты сложных исследований в единую диаграмму, описывающую измеряемые эксплуатационные свойства и соотносящую их с тем, что слышит человек.

Выяснилось, что у каждого кабеля в пределах звукового диапазона есть позиция, в которой соотношение емкостного и индуктивного сопротивления максимально выигрышно. Эта позиция наивысшей эффективности получила название полюса артикуляции — области оптимальной передачи энергии и наиболее естественного звучания. Оптимальная характеристика лежит в достаточно узком диапазоне, и полюс артикуляции если и не представляет собой своего рода пика в полном понимании, то в любом случае покрывает лишь некий локальный отрезок. Отсюда и разница в звучании, ведь в разных кабелях полюс может приходиться на несовпадающие участки частотного спектра. Чтобы охватить хотя бы три диапазона и сделать звучание естественным и ясным во всей полосе, необходимо задействовать одновременно три различающихся нужным образом кабеля. Но и этого недостаточно...

Много кабелей в одном

Выход нашелся там, где, в общем-то, никто его больше и не искал, — ведь для того, чтобы найти способы решения проблемы, ее нужно было обнаружить и осознать. Ответом на вопрос, как увеличить количество полюсов артикуляции в одной линии, стала технология Multipole, применяемая теперь во всей продукции MIT. Ее суть заключается в том, что при помощи пассивных согласующих цепей добавляются дополнительные полюса артикуляции, причем эти цепи подключаются параллельно с нагрузкой и являются хоть и весомой, по все же добавкой к основным свойствам кабеля, а не препятствием, на которое неизбежно натыкался бы сигнал в случае последовательного прибавления новых элементов.

В настоящее время выпускаются три серии: высокопроизводительная первая дополняется аудиофильской второй и эталонной третьей; в каждой представлено по три модели. В рамках одной модели есть предложения с различной длиной (кстати говоря, с увеличением длины стоимость изделия возрастает незначительно). Настоятельно рекомендуется использовать межблочные и акустические кабели из одной категории.

Все модели легко различить между собой благодаря номерам, указывающим на количество полюсов артикуляции. Чем выше номер, тем выше уровень кабеля. Причем на акустических кабелях полюсов всегда больше — по мнению производителя, именно эти сигналы передавать сложнее.

В кабелях MIT начального уровня сделано все для повышения разборчивости в наиболее информативных средних октавах. Далее, двигаясь по модельному ряду вверх, можно обнаружить улучшение отчетливости и в других областях, в частности на НЧ. В наиболее совершенных соединителях появляются полюса артикуляции, отвечающие за межзвуковое пространство и призвуки, некратные обертонам. Ведь у любого инструмента есть естественная окраска, определяемая звуками, которые, не укладываясь точно в теоретически стройный спектр, придают ему индивидуальность; последнюю едва ли возможно рассчитать математически, зато легко услышать. В этих же кабелях предусмотрено наибольшее количество регулировок. Например, имеется возможность индивидуально влиять па разборчивость и детальность на разных участках звукового диапазона, подстраивая звучание на слух. Необходимо оговориться, что это сугубо оперативная, а не долговременная инсталляционная регулировка. Ее предназначением является в первую очередь легкая коррекция не всегда позитивных особенностей конкретных записей. В любом случае получается, что это уже не просто средство соединения компонентов между собой, а некое аудиоустройство, допускающее возможность настройки.

Незначительные изменения, которые открывают указанные настройки, находят большее применение в профессиональной сфере, нежели в потребительской. Этим объясняется наиболее высокий спрос на эталонную линейку как раз среди профессионалов. Причины лежат на поверхности: столь тонкие нюансы можно в полной мере почувствовать в основном на профессиональных аудиотрактах с выдающейся разрешающей способностью и баснословной стоимостью — в системах, предназначенных скорее для кропотливых манипуляций со звуком, чем для наслаждения музыкой.

До создания Music Interface Technologies в 1984 году и по сей день ее основатель Брюс Бриссон (Bruce Brisson) ведет разработки и для других фирм. Продукция MIT широко используется во всемирно известных студиях звукозаписи и в звукомонтажных мастерских крупных кинокомпаний.

Золотая середина

Серия SL Matrix, ориентированная на искушенного потребителя, примечательна тем, что в пей реализован двухгодичный проект по миниатюризации. И действительно, элементы, ответственные за дополнительные полюса артикуляции и согласование с подключенными компонентами аудиосистемы, размещаются теперь в малоприметных коробочках на кабеле (полимерных, а не металлических — во избежание возможного влияния магнитострикции), а также внутри соединительных разъемов. Нельзя сказать определенно, какая именно часть конструкции влияет на артикуляцию, а какая на согласование, но то, что схема разнесена, это факт.

Еще одно наблюдение: продающиеся отдельно разъемы, как входные, так и выходные, явно содержат одинаковую начинку. Следовательно, то же самое можно сказать и о разъемах готового м ежблочного кабеля. Что же касается акустических, то на их схемы, спрятанные в миниатюрных боксах вблизи концов провода, возлагается еще и задача препятствовать переотражению энергии от источника к нагрузке и в обратном направлении. Судя по всему, имеется в виду согласование волнового сопротивления. Во время своих презентаций представители MIT любят проводить эффектную демонстрацию с изменением свойств обычного сетевого кабеля питания, используемого в качестве акустического, — делается это при помощи пассивных цепей. К восторгу аудитории, звучание заметно улучшается.

Во всех случаях в корректирующих цепях применяются многослойные печатные платы и SMD-компоненты. Выигрыш от этой миниатюризации заключается не только в уменьшении габаритов, но и в том, что необходимые характеристики волновых проявлений электромагнитных сигналов можно прогнозировать и обращать во благо и точно рассчитывая печатный монтаж, подобно тому, как рассчитывается каждый миллиметр па плате в высокочастотной радиоэлектронике.

Серия SL Matrix занимает промежуточное положение; тестируемые кабели — межблочные 26 XLR и акустические 39, разработанные как единая система, открывают ее.

Результаты соединений
Связка моделей 26 и 39 обладает более чем достаточным количеством полюсов артикуляции, при этом средства регулировки здесь отсутствуют.
Размышляя о цифре 39, соответствующей числу полюсов в акустическом кабеле, приходишь к пониманию того, что для двух его жил установлено в сумме как минимум 78 деталей. Но, думается, их тут несколько больше, так что эта схема даже на первый взгляд совсем не проста. В комплект 39-го входят разъемы «бананы» и «лопатки», которые накручиваются па окончания кабеля с резьбой.

Тестирование проходило следующим образом. В основном работали оба кабеля. Осуществлялись переключения на более совершенную связку 36 / 70 из той же линейки SL Matrix и на кабели аналогичного уровня другой марки.

Звучание тракта, в котором работают кабели MIT, приобретает отчетливо выраженный эмоциональный характер, способствующий раскрытию музыкального содержания. В результате импульсивные, быстрые, по при этом упорядоченные фразы красочно сплетаются в общем музыкальном пространстве, временами расходясь друг с другом, а временами предъявляя пестрый оркестровый аккорд, изобилующий контрастными оттенками.

Наиболее ярко и информативно прорабатываются те места, где насыщенность состава участвующих инструментов и соответствующая ей плотность аккорда не слишком высоки. Нельзя сказать, что ощущение присутствия в концертном зале возникает с первой же минуты, но создается такая иллюзия достаточно быстро. Вполне объяснимо и то, что звучание, наделенное эмоциями, приносит чувство теплоты и пробуждает заинтересованность, и то, что музыка почти не оставляет места для сторонних размышлений. Это же обстоятельство едва ли позволит использовать сложившуюся аудиосистему для фонового заполнения своего досуга.

Включение связки межблочных и акустических кабелей, наделенных большим количеством полюсов артикуляции, добавляет положительных впечатлений благодаря прояснению инструментального массива и, как представляется, более точному, подробному и одновременно более мягкому звучанию. Стоит упомянуть, что модели 36 / 70 снабжены переключателями, которые оптимизируют согласование с компонентами и могут повлиять па музыкальный результат.

Сравнивая услышанное со звучанием кабелей другой марки, приходишь к пониманию, что становишься свидетелем звукоорганизации высокого уровня. С MIT общая картина пластичнее, сдержаннее в эмоциональном плане, как бы слегка отстраненная... Вместе с тем возросшая слитность звучания способствует сосредоточению вниманию на общем замысле, главных линиях развития музыкального действия, что особенно актуально для крупных форм и больших составов. Конструкция соединителей MIT более сложная, что может вызывать мысли о более высоком техническом уровне. Что же касается впечатлений от музыки, то определиться с предпочтениями очень нелегко — сравниваемые кабели просто разные.

По мере накопления впечатлений начинает выкристаллизовываться мнение, что кабели SL Matrix 26 / 39 — своего рода опора, позволяющая проявиться всем музыкальным линиям, что явно чувствуется в сольных отрывках или, к примеру, в новой краске, привнесенной вступлением той или иной оркестровой группы. Точная проработка структуры тембра и бережное отображение тонких граней микродинамики дают исчерпывающее представление и об инструментах, и об их пространственном расположении, и о манере музицирования. Наполненные, рельефные, почти телесные звуки, возникая из небытия, занимают стабильное положение в объеме просторной сцены. В целом же звуковая картина органично сочетает аналитичность и комфортность, фундаментальность и возвышенную чистоту. Сохраняя своеобразие фонограмм, аудиосистема порой делает их звучание более свежим. Это ощущение создается в немалой степени благодаря отчетливому преподнесению музыкальных штрихов и графических деталей.

Вывод
Соединительные кабели MIT SL Matrix 26 XLR и SL Matrix 39 оказывают благотворное влияние на общий результат аудиотракта. Благодаря им интеллектуальная и чувственная стороны музыки раскрываются в равной и полной мере. Появление кабелей с дополнительными полюсами артикуляции молено расценивать как значительный шаг в развитии индустрии оборудования для записи и воспроизведения звука.

Акустический кабель MIT SL Matrix 39 (137 000 руб.)
Технические параметры по данным производителя
Количество полюсов артикуляции 39
Длина, м 2x2,5

Межблочный кабель MIT SL Matrix 26 XLR (77 900 руб.)
Технические параметры по данным производителя
Количество полюсов артикуляции 26
Длина, м 1

Контрольный тракт
BD-проигрыватель Mcintosh MPV881BR
Предусилитель Mcintosh C48
Усилитель мощности Mcintosh 275
Акустические системы Wilson Audio Duette Series 2
Кабели межблочные MIT SL Matrix 36 XLR, Shunyata Res ZTron Python Interconnect
Кабели акустические MIT SL Matrix 70, Shunyata Res ZTron Python Speaker

Музыкальный материал
disc 1 Shostakovich. «Symphony No 5». L. Bernstein (Sony Classical SMK 66937)

disc 2 «Gershwin: Rhapsody in Blue, L. Bernstein: West Side Story, S. Barber: Adagio for Strings».L Bernstein. LA. Philharmonic Orchestra (Deutsche Grammophon, 427 806-2)

disc 3 «Mephisto & Co». Eiji Oue, Minnesota Orchestra (Reference Recording RR-82 CD) □isc a Clarence Brown. «Gate Swings» (Verve 314 537 617-2)

По материалам издания АудиоМагазин
текст Алексей СКОРПИЛЕВ
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить