Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

1.jpg

При работе с ламповым фонокорректором потрясающе звучал джаз - эффект спонтанности, непринужденности и присутствия при зарождении нового был полным. Однако динамичным композициям, например, хард-роковым, немного недоставало напора, особенно в низкочастотном диапазоне.

 

216 900 P /412 200 P

Верхняя панель предусилителя напоминает урбанистический пейзаж из знаменитой киноутопии «Метрополис».

Малое быстродействие, ограниченный срок службы, высокое потребление энергии, необходимость прогрева - недостатки ламповой аппаратуры хорошо известны. Однако многие аудиофилы готовы мириться с ними, мало того признают лишь ламповый звук. Почему?

 2.jpg

Вообразите, что из модернового офиса с его энергосберегающим освещением и пластиковым потолком вы перенеслись в фойе гостиницы «Метрополь» с росписями по эскизам Васнецова, лепниной и лампами, дающими уютный янтарный свет. Именно такое ощущение возникло, когда мы, привыкшие к облику транзисторной аппаратуры, остались один на один с аппаратом ламповым, да еще таким солидным, как троица компонентов Melody. Эта зарегистрированная в Австралии фирма сравнительно молода (образовалась в 1999 г.), однако уже успела завоевать сердца сотен сторонников лампового звука по всему миру. Ее продукция рассчитана именно на них, о чем свидетельствует само название - Melody Valve Hi-Fi (valve по-английски «электронная лампа»). Иными словами, фирма занимается только ламповой электроникой.

К нам в лабораторию попали предварительный усилитель Pure Black 101 и два моноблока РМ845. Если у транзисторной аппаратуры «лицом» следует считать фасад, то у ламповой - еще и верхнюю крышку, на которой, словно грибы после дождя, красуются стеклянные колбы вакуумных приборов. У стереофонического предусилителя их шесть. По краям расположены грушевидные прямонакальные триоды 101D (отсюда индекс в названии компонента), затем, как бы в углах воображаемого квадрата, находятся четыре двойных триода 6SN7 (одна из драйверных ламп, имеющих наилучшую характеристику по критерию линейности; она фактически и осуществляет предварительное усиление), а в центре стоит выпрямительная лампа 5AR4. На выпуклой передней стенке «преда» (она сделана из алюминия, в то время как остальные элементы корпуса - стальные) располагаются выключатель питания, регулятор громкости и поворотная рукоять, отвечающая за выбор источника. На заднюю панель выведены четыре несимметричных входа, организованные на высококлассных RCA-гнездах, и балансный, а также балансный выход и два несимметричных, обозначенные Low и High. На первый поступает стандартный линейный сигнал для транзисторного «мощника», а с клемм Hi снимается сигнал амплитудой на 7 дБ выше, рассчитанный на ламповый усилитель мощности. Также можно соединить «пред» и «мощник» по балансной шине. Однако этого мало: перед тем, как насладиться музыкой, нужно провести почти священный ритуал, а именно - установить в позолоченные разъемы «мощника» выходные лампы 845, обеспечивающие до 70 Вт мощности при работе в чистом классе А (теперь вы поняли, почему в названии модели фигурирует это число?). Кроме них в усилителе есть выпрямитель 5AR4 и классические прямонакальные двойные триоды 6SN7 и 2АЗ (сколько однотактных усилителей собрано энтузиастами на этих лампах!). Задняя панель может похвастать помимо солидного тумблера включения как несимметричными, так и балансными входами, а также двумя акустическими выходами - для громкоговорителей с импедансом 8 Ом и 4 Ом (сигнал снимается с разных частей обмотки выходного трансформатора). Под капотами аппаратов находится схема с компонентами аудиофильского качества (в т.ч. масляные конденсаторы Aerovox и Mundorf).

После всех священнодействий и многочасового прогрева мы приступили к прослушиванию. В качестве источника использовались CD-проигрыватель класса High End и высококачественная виниловая вертушка с собственным фонокорректором (Phono-входа предварительный усилитель не имеет), причем как с транзисторным, так и с ламповым. Выяснился один очень интересный момент: «гибридная» система (CD-плейер и «вертушка» с транзисторным фонокорректором) оказалась практически нетребовательной к исходному материалу - определенный «холод» входного сигнала с избытком искупался ламповой теплотой усилительного тракта, создавая удивительный баланс точности и расслабленности, который позволял слушать музыку часами. При работе с ламповым фонокорректором потрясающе звучал джаз - эффект спонтанности, непринужденности и присутствия при зарождении нового был полным. Однако динамичным композициям, например, хард-роковым, немного недоставало напора, особенно в низкочастотном диапазоне. Вполне возможно, был виноват фонокорректор или акустические системы (ламповый усилитель требует их тщательного подбора), но в этом, может быть, и состоит главное достоинство комплекта - он открывает перед счастливым его обладателем возможность «творить, выдумывать, пробовать». Ведь ламповая аппаратура - не устройство для банального звуковоспроизведения. Она позволяет владельцу участвовать в создании музыки наравне со звукорежиссером. Это ли не высшее наслаждение для истинного аудиофила?

ПУЛЬТ ДУ

 3.jpg

Это массивное устройство в металлическом корпусе напоминает черно-белую фотографию светофора: три «идущие гуськом» серебристые кнопки отвечают за увеличение или уменьшение громкости и полное отключение звука.

КОМПЛЕКТНОСТЬ

 4.jpg

Выходные лампы для усилителя мощности поставляются в отдельной роскошной коробке и уложены на поролоновую подушечку. Ни дать ни взять драгоценности на витрине ювелирного магазина.

Архитектурный ансамбль

 5.jpg

Стоящие бок о бок блоки образуют удивительное сооружение - не это ли храм божества по имени High End?

Задние панели

 6.jpg

У «преда» (вверху) четыре несимметричных входа и балансный, а также балансный выход и два несимметричных, Low и High. «Мощник» (внизу) принимает несимметричный и балансный сигнал, может работать с восьми- и четырехомными АС.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

 7.jpg

 8.jpg

ИЗМЕРЕНИЯ

 9.jpg

 10.jpg

[01] Результирующая АЧХ «пред+мощник»

 11.jpg

[02] АЧХ предусилителя

КОММЕНТАРИЙ

Применять к ламповой технике «транзисторные» критерии невозможно - цифры свидетельствуют против аппаратов. В самом деле, АЧХ предусилителя имеет форму перевернутой ванны: спад на басах начинается со 150 Гц, и на 20 Гц он превышает 10 дБ. Фактически воспроизведение начинается с 50 Гц (по уровню -3 дБ). Зато с отработкой высоких частот проблем практически нет - на 20 кГц падение амплитуды составляет менее 1 дБ у предусилителя и около 3 дБ на результирующей характеристике. В итоге имеем очень комфортное звучание. Коэффициент демпфирования для лампового «мощника» - значительный (36 ед.), но к выбору акустики необходимо подходить со всей возможной тщательностью, тем более что мощность на верхах ощутимо снижается. В остальном никаких неприятных сюрпризов система не принесет - дисбаланс по каналам предусилителя ничтожен, уровень их разделения достаточно высок.

По материалам Stereo & Video
Автор Вячеслав Саввов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить