Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

1.jpg

Среди ламповых усилителей - а только такие уже более 20 лет австрийская компания Ayon Audio создает на радость аудиофилам всего мира - интегральный Spirit является новейшим 

Продукция Ayon Audio появилась на российском рынке относительно недавно. В производственной программе компании десяток ламповых усилителей (с таких изделий Ayon Audio и начиналась), одиннадцать акустических систем и три CD-проигрывателя. Spirit - один из пяти интегральных ламповых стереоусилителей компании, которые имеют очень похожую конструкцию и отличаются комплектом используемых ламп, что позволяет предоставить на выбор усилитель с любой мощностью в диапазоне от 20 до 100 Вт. Отличительной особенностью Spirit является использование в выходном каскаде пары лучевых тетродов КТ88 (в других усилителях компания использует популярные триоды 6С33 или даже лампы собственного производства). В нашем усилителе выходные КТ88 работают в чистом классе А и допускают переключения режимов: триодный обеспечивает на выходе 30 Вт, а в пентодном мощность возрастает до 50 Вт. С точки зрения конструкции и схемотехники Spirit является младшим братом усилителя Triton, который по сравнению с нашим имеет удвоенный комплект таких же ламп и соответственно вдвое большую выходную мощность.

Самое ценное и нежное в подобном усилителе - лампы. Поэтому Spirit поставляется без установленных в панельки ламп: они располагаются в индивидуальной упаковке внутри общей коробки. Все лампы подобраны и промаркированы (соответствующее обозначение имеется и на верхней панели усилителя около каждой панельки выходных ламп, а на упаковке маломощных двойных триодов просто написано - левый, средний и правый). Отметим, что выходные лампы в нашем комплекте были российского производства (electro-har-monix), а на остальных (в инструкции заявлено, что используются 12AU7) не было никаких обозначений. После установки ламп нужно включить усилитель клавишей на задней панели. Над ней располагается индикатор Phase, предназначенный для определения фазиров-ки подключения сетевого кабеля. Если после включения питания он светится, то нужно, предварительно выключив усилитель, переподключить сетевую вилку повернув ее на 180°. После рекомендуемого прогрева усилителя в течение получаса при первом включении необходимо проверить смещение у всех КТ88. На задней стенке для этого предусмотрены четыре контрольных гнезда и подстроенные потенциометры. Для проведения настройки смещения вам потребуется еще маленькая отвертка и цифровой мультиметр и, конечно, умение им пользоваться. После прогрева наш усилитель (хотя это было не первое включение) оказался существенно разбалансирован: смещение отдельных ламп сильно отличалось как от указанных в инструкции 440 мВ, так и друг от друга. Рекомендуемую точность установки смешения (до тысячных долей вольта) оказалось сложно выдержать. После установки требуемого значения смещение продолжало меняться в пределах одной сотой. На столько же оно увеличивалось и при переключении из триодного режима в пентодный. Заметим, что изготовитель рекомендует проводить проверку и подстройку смещения еще раз через 30-50 часов работы, а затем ежегодно.

Усилитель при минимальном количестве основных органов управления (моторизированный регулятор громкости и селектор четырех линейных входов на передней панели), тем не менее, имеет пульт ДУ, позволяющий регулировать уровень громкости и отключать выход. Окно приемника ИК-сигналов располагается между регулятором громкости и светящимся логотипом, и на темной панели мы его сразу не заметили. Эффектные хромированные экраны трансформаторов при транспортировке закрываются чехлами из мягкой алой ткани. Таким же цветом после включения подсвечивается и логотип на передней панели. Кроме нашего варианта (комбинация черный корпус и хромированные экраны трансформаторов), предлагается еще усилитель с серебристым корпусом. Еще один важный, но не оперативный переключатель режима выходных каскадов (триодный или пентодный) располагается в середине верхней панели усилителя за центральной малосигнальной лампой. В усилителе использованы позолоченные разъемы и клеммы. Как принято для дамповых усилителей с трансформаторным выходом, на задней панели предусмотрены раздельные клеммы для подключения акустики с сопротивлением 4 или 8 Ом. Так сложилось исторически, но сегодня чаще импеданс акустики ближе к 6 Ом. Акустика, которую использовали мы, имела среднее сопротивление около 5,6 Ом, и поэтому мы подключились в клемме 4 Ом. Заметим, что четыре акустические системы Ayon имеют сопротивление 8, еще столько же - 6, а остальные - 4 Ом. Конструкция клемм усилителя предполагает использование акустического кабеля с вилками или штекерами: подключение провода просто со снятой изоляцией возможно, но крайне ненадежно.

При прослушивании мы опробовали оба режима. Говорить о прямом сравнении триодного и пентодного звучания трудно, поскольку производитель твердо настаивает на необходимости выключить усилитель перед переключением режимов. Тем более что после переключения из триодного в пентодный уровень громкости существенно увеличивается для того же положения регулятора громкости. Тут стоит отметить, что фирма рекомендует всегда перед выключением усилителя ставить регулятор на минимум, а после включения подождать полминуты и только после этого устанавливать желаемый уровень громкости. Если для триодного режима для достижения комфортного уровня громкости регулятор приходилось устанавливать на двенадцать часов, то для пентодного тот же уровень достигался уже при десяти.

Акустически Spirit дает в полной мере все, за что так ценятся ламповые триодные усилители: скорость, ясность и объемность звуковой картины. Небольшое приятное слуху приукрашивание особенно заметно на сольном фортепьяно. В пентодном режиме звучание приобретает дополнительную насыщенность и массивную сочность. Несмотря на выявленный инструментальными методами в этом режиме плавный спад на низких (см. техком), субъективно дефицит басов для музыкального материала любого жанра практически не ощущался.

 3.jpg

Конструкция пульта ДУ в полной мере соответствует дизайну усилителя: тот же цельнометаллический корпус и минимализм управления

 2.jpg

При транспортировке эффектные хромированные экраны трансформаторов закрываются чехлами из мягкой алой ткани

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 4.jpg

Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Усилитель честно отработал значения выходной мощности как в триодном, так в пентод-ном режимах. Рабочая полоса частот оказалась также достаточно широкой: спад на -0,5 дБ наступил только на частоте 30 кГц, критичные -3 дБ были достигнуты при частоте 76 кГц. Порадовал относительно низкий коэффициент искажений. При заявленном 1% на одном ватте КНИ не превысил 0,5% на низких и 0,4% на средних и высоких частотах при значительно большей выходной мощности. Коэффициент демпфирования небольшой, но все равно в триодном режиме он оказался больше заявленного производителем: 1,66 против 1,02. Использование переменного резистора для регулятора громкости явилось причиной небольшого (менее 1 дБ) разбаланса каналов при различных уровнях.

 5.jpg

При неправильном подключении сетевого кабеля загорается индикатор Phase

 6.jpg

Выбор режима работы выходных каскадов осуществляется переключателем расположенным в центре верхней панели

 7.jpg

Для контроля и регулировки смещения выходных ламп предусмотрены гнезда (ТР1-ТР4) и соответствующие регуляторы под ними

 8.jpg

По материалам Stereo & Video
Автор Алексей Грудинин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить