Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Американские автомобили, такие большие, удобные и надежные, хотя и прожорливые, вышли из моды под натиском экологических норм и растущих цен на бензин. Американские усилители тоже испытывают давление со стороны европейских природоохранных инициатив. Рынок High End штурмуют цифровые усилители... 

Сегодня можно наблюдать две взаимоисключающие тенденции. С одной стороны, акустические системы, особенно те, что используются в домашних кинотеатрах, требуют весьма приличной мощности. С другой, европейские экологические стандарты душат энергопотребление, используя финансовые и идеологические инструменты.

Грустно все это. Я далек от идеализации технологий, но, честно говоря, предпочту грамотно спроектированный усилитель в классе А (транзисторный или ламповый) любому другому. И дело не только в особой чистоте и гладкости их звукового почерка — я не единожды сталкивался с тем, что 25—30-ваттный усилитель, работающий в классе А, играет более энергично и захватывающе, лучше контролирует акустические системы, чем 300-ваттный аппарат класса АВ. Собственно, когда-то практически все усилители именно так и делались: они были однотактными, а мощности в 2—5 Вт вполне хватало для управления громкоговорителями того времени.

Производители High End держатся, как могут, и их крепости и твердыни пока не сдают позиций, не капитулируют. Кто-то, например Нельсон Пасс, просто делает усилители, которые работают в классе А до определенной мощности, а потом превращаются в АВ. Другие, как Боб Карвер, предлагают более экстравагантные решения, например класс А с управляемым напряжением питания. Между этими крайними точками есть множество разновидностей и, соответственно, коммерческих названий одной идеи: ток покоя выходных транзисторов устанавливается динамически, в зависимости от требуемой мощности. Большинство предлагает очевидное: изменять смещение в соответствии с напряжением усиливаемого сигнала. Инженеры Krell решили варьировать ток покоя в зависимости от тока, отдаваемого в нагрузку, — таким образом, теоретически их запатентованная схема iBias ближе к реалиям работы выходного каскада совместно с акустическими системами.

На выходе Solo 375 использованы новые мощные высоковольтные высокочастотные транзисторы. Для повышения линейности в каскадах с непосредственной связью применяются многоэтажные токовые зеркала. Говоря об особенностях Solo 375, нельзя не упомянуть и охлаждение с помощью малошумных вентиляторов, поддерживающих постоянную температуру критичных частей усилителя, а также возможность управлять работой и отслеживать важные параметры через сеть. Все это, несомненно, пригодится, если вы захотите поместить моноблоки в рэковую стойку и спрятать их в подсобном помещении.

Двухблочный (с отдельным блоком питания) предусилитель Illusion тоже способен похвастаться современными функциями. Его можно оснастить платой кроссовера с настраиваемой частотой среза для подключения фирменного сабвуфера. Стоит упомянуть и об интегрированной версии Illusion II со встроенным ЦАПом на модных сегодня ESS Sabre. Внутри Illusion фактически разместились два предусилителя, полностью балансных (включая ступенчатый регулятор громкости), на дискретных элементах с использованием токовых зеркал. Как отмечают разработчики, схема работает без общей отрицательной обратной связи и обеспечивает диапазон 1,5 МГц при уровне искажений на 54 дБ меньше, чем у аналогичных аппаратов (без ООС). Мощный (290 ВА) блок питания расположен в отдельном корпусе, который устанавливается под основным агрегатом и соединяется с ним специальным кабелем.

Жаль, что не представилось возможности послушать предусилитель и моноблоки, подключенные по фирменной шине CAST (Current Audio Signal Transmission). Впрочем, идея тут не в особых проводах и чудесных разъемах, а в том, чтобы уменьшить число каскадов усиления по напряжению до одного и тем самым улучшить линейность схемы, а еще оптимизировать параметры входных и выходных каскадов с учетом их совместной работы. Ведь обычно разработчику приходится проектировать аппаратуру, исходя из принятых стандартов, — соответственно, напряжение усиливается и в предусилителе, и в усилителе мощности, причем обычно с запасом, а любое лишнее усиление, как можно предположить, — это дополнительные искажения. Согласовать входное и выходное сопротивление, не зная, к чему будут подключаться компоненты, тоже можно только по формальному принципу: первое — чем меньше, тем лучше, а второе — наоборот, а это опять же принуждает инженера к введению отрицательной обратной связи и избыточного усиления. А ведь в этой цепи еще фигурируют сопротивление, индуктивность и емкость кабеля (да и разъемов), а значит, правильный расчет можно провести только в случае системного подхода: когда и предусилитель, и усилитель мощности, и кабель разработаны вместе. Кроме того, чтобы избежать возможных неприятностей от появления постоянного напряжения, приходится устанавливать на входе усилителя (а иногда и на выходе предусилителя) разделительные конденсаторы — а в случае CAST в них нет необходимости.

Таким образом, все выводы были сделаны при обычном балансном соединении. Стоит отметить, что в качестве источника был использован хорошо знакомый CD-проигрыватель Electrocompaniet ЕМС 1 UP, а в роли контрольных акустических систем выступали Legacy Focus HD, которых я до этого не слышал, поэтому для сравнения подключались другие колонки.

Звучание

У всех есть пробелы в образовании, и вышло так, что это был первый усилительный комплект Krell, который мне довелось обстоятельно прослушать. Что ж, тем лучше: гораздо легче было совершенно непредвзято оценивать звучание, хотя и нельзя сказать, что до сих пор я был сконцентрирован исключительно на европейской аудиопродукции и этот тест для меня — открытие Америки.

Первое впечатление — легкое потрясение от высочайшего разрешения системы: море звуковой информации разлито по обширной и равномерно заполненной сцене. Можно без труда определить даже высоту источников звука, а мельчайшие детали игры на банджо, тихие подыгрывания на контрабасе, легкие подстукивания ударных наполняют альбом Норы Джонс совершенно живой и клубной — нестудийной — стилистикой. Забегая вперед, скажу, что такое впечатление — заслуга не только детальности, но и экстраверсивного характера системы: любые записи на ней звучат просто как живые. Но об этом чуть позже, а пока мне еще хочется насладиться разнообразием басового регистра комплекта Krell.

В этом вопросе в последние годы бытуют две противоположные точки зрения: хороший бас должен быть подтянутым, как офисный служащий (но тогда не ждите от него свободы, да и вряд ли его будет много), а если вы хотите свободы, то вот вам увалень-неформал, раскрепощенный настолько, что невозможно определить, где заканчивается одна нота и начинается другая.

С Krell и Legacy приходишь к выводу, что у одних и тех же колонок бас может быть разным: плотным и напористым или совершенно расслабленным, скользящим и даже — о, ужас! — рыхлым, и это должно зависеть отнюдь не от акустических систем, а от того, как играют музыканты. А в необыкновенно красивом хорале из Второй симфонии Мендельсона он напоминает землетрясение, гром, исходящий из недр земли, в то время как хор воспаряет в небеса под мистическую игру оркестра.

5-й фортепианный концерт Бетховена (так называемый «Emperor») — и снова уход от стереотипов и упрощений, свойственных многим системам: хорошо слышен не только солирующий рояль, но и второй, и третий голос, и вообще это разделение на солиста и аккомпанемент воспринимается здесь как условность, которая прежде возникала лишь от недостатка подлинно музыкального разрешения. И само собой, все особенности и даже небольшие неточности игры Наума Штаркмана не могут пройти незамеченными — многополосные Legacy Focus, удивительно корректно, властно и мудро ведомые усилителями Krell, разворачивают перед слушателем все регистры короля музыкальных инструментов с просто-таки устрашающим реализмом.

Учитывая класс системы, я решил предложить ей провокационный альбом White Stripes. Отклик был мгновенный и не просто позитивный — фееричный. Показалось, что от этих варварских, первобытных ударов в барабаны, страшных для большинства усилителей, напряглись и атлетическая мускулатура моноблоков, и интеллект предусилителя; от несносных риффов гитары, которая забивает весь слышимый спектр гармониками (формируя похожий на прямоугольник сигнал, совершенно несъедобный для благовоспитанной акустики), расправились складки динамиков Legacy Focus HD и блюз «Catch Hell Blues» выстрелил из колонок цеппелиновским зарядом неукротимой энергии. Честно признаюсь: еще никогда я не слышал альбом «Icky Thump» в таком феноменально высоком качестве; прослушав его практически целиком, я вынужден был уйти, сетуя на недостаток времени и на то, что в особенных случаях — а этот случай особенный! — десерт всегда приходится доедать на ходу.

Вывод

Связка Krell и Legacy — настоящая находка для тех, кто любит звучание потяжелее, погорячее, с потрясающей энергетикой. Комплект Krell по своему разрешению и способности держать любые АС под абсолютным контролем подойдет к самым разным колонкам и жанрам.

Контрольный тракт

CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC 1 UP
Акустические системы Legacy Focus HD
Межкомпонентные кабели Electrocomp aniet XLR А
кустические кабели Analysis Plus Solo Crystal Oval
Сетевые кабели Nordost Frey 2


Тестовый материал

1 Norah Jones. «Not To Late» (Blue Note, 094638993223)
2 Mendelssohn. «Symphony No. 2». (BIS, SACD-1704)
3 Beethoven. «Concerto No. 5». Naum Starkman (Pope Music, PM 1010-2)
4 The Beatles. «Love» (EMI, 094638159827)
5 The White Stripes. «Icky Thump» (Sonic, SON214)

Автор Даниил НАЙШУЛЬ
По материалам издания АудиоМагазин
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить