Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Английский язык полон т.н. омофонов, слов с разным написанием и смыслом, но с одинаковым звучанием, и британцы обожают каламбуры. Например, «Битлз» (не beetles — жуки, a Beatles — жучки-битники). Не устояла перед соблазном и фирма Naim: ее название произносится точно так же, как name. Иными словами, это фирма с именем. Крупным именем в мире Hi-Fi. 

ЦЕНА 205 500 PУБ

Если вспомнить, что фирму основал автогонщик (его имя Джулиан Верекер, в свободное от вращения баранки время он любил вращать верньеры микшерского пульта), становится понятно, почему в основе философии Naim лежит принцип «ничего лишнего». Во-первых, масса гоночной машины должна быть минимальна, а на ее борту есть место лишь для самого необходимого. Именно поэтому Верекер предложил исключить из усилительного тракта регуляторы тембров (и это в конце 1960-х, когда индустрия звукозаписи была далека от пика своего развития!). Во-вторых, что главное в болиде? Правильно, мощный двигатель.

В связи с этим конструкторы Naim с особой тщательностью просчитывают блок питания (его неизменная особенность — наличие тороидального трансформатора с большим запасом мощности, дабы усилительный тракт ни в коем случае не испытывал энергетического голода). В-третьих, гоночный автомобиль должен обладать идеальной аэродинамикой — предельная обтекаемость, никаких турбулентных потоков. Радиоэлектронная аналогия этому — отсутствие в схеме помех и наводок (одной из традиционных мер повышения помехоустойчивости компонентов Naim, помимо очевидного — скрупулезной разработки экранирования и цепей заземления, — является использование разъемов DIN, BNC и XLR). Все эти принципы были успешно воплощены в усилителе Supernait, но конструкторы Naim на лаврах почивать не привыкли. Совсем недавно вышла новая версия аппарата, ей присвоен индекс «2». Что изменилось?

Фасад из штампованного цинка (остальные стенки корпуса выполнены из алюминия методом литья под давлением) сохранил фирменный дизайн. Слева по-прежнему располагаются моторизованные регуляторы громкости и баланса, оборудованные светящейся точкой-ориентиром, в центре — логотип, однако в правой части «триптиха» не два, как было у «Супернайта», а один ряд подсвеченных кнопок, которые отвечают за приглушение звука и выбор входов. Это отнюдь не означает, что к усилителю можно подключить меньшее число источников; изменился лишь способ выбора сигнала, подаваемого на запись, и передняя панель стала выглядеть опрятней. Кроме того, исчез мини-джек для подключения аналогового портативного плеера (явный анахронизм), а «телефонный» выход теперь организован на гнезде 6,3 мм, что тоже следует приветствовать.

Впрочем, наиболее интересные перемены произошли на тыловой панели. Здесь по-прежнему располагаются два RCA-выхода на сабвуфер и пять линейных входов на коннекторах RCA и DIN, однако исчез нерегулируемый RCA-выход на запись (зато сохранен DIN-вход с контактом постоянного напряжения, от которого мог бы питаться фирменный фонокорректор вертушки винила). Еще к одному гнезду DIN (точно так же, как у «Супернайта») можно подключить дополнительный стереомощник для «наращивания мускулов» или работы по схеме bi-amping; имеется DIN-выход с предусилителей, соединенный перемычками с входом на оконечные каскады (вместо перемычек подсоединяется, скажем, эквалайзер). Кроме того, есть вход шины внешнего управления, позволяющий размещать усилитель в закрытой стойке, и вход mini-USB для апгрейда ПО. Между тем цифровые входы отсутствуют. В итоге перед нами чисто аналоговый аппарат — ЦАПа, которым был оборудован «Супернайт», данная модель не имеет. Стив Селлз, менеджер по разработке электронных узлов Naim, объясняет такое решение тем, что в высококачественной аудиосистеме ЦАП должен быть отдельным устройством (результаты нашего лабораторного тестирования самых разнообразных аппаратов наглядно это подтверждают), и такие компоненты Naim выпускает. В числе других важных новаций Селлз упомянул более мощный трансформатор (объем увеличился почти в полтора раза) и новое место его расположения (трансформатор и накопительные конденсаторы максимально удалены от входов, чтобы снизить уровень наводок), а также тот факт, что управляющие цепи гальванически развязаны от сигнальных, и напряжение на них подается только на время непосредственного использования (так работают, в частности, электродвигатель регулятора громкости и реле переключателя входов, которые к тому же обеспечиваются «малошумящим» управляющим сигналом). Стоит отметить и т.н. дискретный регулятор (Discreet Regulator), новейшую разработку фирмы, позволяющую получить для цепей предварительного усиления питающий сигнал высшего качества. Если какому-то аудиофилу этого покажется недостаточно, он может снабдить усилитель одним из трех внешних блоков питания Naim FlatCap, HiCap или SuperCap. Клеммы всех входов за-демпфированы, разводка проведена вручную (такой метод применяется при сборке флагманских аппаратов Naim, начиная с NAC 282). Головные телефоны раскачивает усилитель класса А (в этом же классе работают и цепи предварительного усиления). Радиаторы выходных транзисторов снабжены керамическим изолятором, что снижает емкостную связь между транзисторами и корпусом. Плата усилительного тракта размещается на т.н. плавающем шасси (фактически имеет отдельную подвеску), а самые важные для звучания резисторы установлены путем навесного монтажа, дабы их ножки играли роль дополнительных демпферов. Аналогичная конструкция у регуляторов громкости и баланса — рукояти имеют некоторый люфт, специально сделанный для исключения микрофонного эффекта и дребезжания на высоких уровнях громкости. Модель полностью разработана инженерами Naim и производится в Великобритании.

Появившись в нашей тестовой лаборатории, Supernait повел себя как истинный джентльмен, деликатно подчеркнув свою принадлежность к аппаратуре самого высокого класса. Он потребовал достаточно длительного прогрева, зато после 50 ч приработки полностью исчезли вялость и резкость на верхах, поначалу заставившие наших экспертов удивленно поднять брови.

Произошло то, что мы называем фокусировкой (аналогия с наводкой на резкость при фотографировании — полная). Образы инструментов обрели четкие очертания, от гула на басах не осталось и следа, верхние частоты получили полную свободу. Заявленная мощность кажется небольшой (80/130 Вт/кан. при нагрузке 8/4 Ом), однако с внушительными 3-полосными напольниками «Супернайт 2» работал так уверенно, что наши эксперты забыли об этой графе его паспорта. Звуковая сцена оказывалась стабильной независимо от жанра воспроизводимых композиций. Усилитель доносил до слушателя как индивидуальные особенности каждого инструмента (скажем, один из наших экспертов, глубокий знаток фортепианной музыки, утверждает, что «Супернайт 2» дает возможность точно определить, на рояле какой фирмы играет музыкант), так и тончайшие нюансы взаимодействия инструментов друг с другом. Бас в исполнении «Супернайта 2» не только напористый, но и великолепно управляемый — казалось, рельеф низкочастотных звуков вызывает не только слуховые, но и тактильные ощущения.

Напоследок вновь зададимся вопросом: «Что в имени твоем?» Nait в названии усилителя является аббревиатурой от Nairn Audio Integrated Amplifier (интегрированный усилитель Naim Audio) и произносится, по всей видимости, как «найт». Немедленно вспоминаются два омофона — night и knight. Первый (ночь) здесь явно ни при чем, зато второй... Knight по-английски — рыцарь. Есть ли лучшее название для аппарата, стоящего на страже высококачественного звучания? В общем, перед нами (супер)-рыцарь аудиокоролевства. Второй — по списку, но не по значению, как любят выражаться все те же англичане.

KOMМЕНТАРИЙ

АЧХ имеет классический для аналогового усилителя вид. Спад, начинающийся с 40 кГц (-3 дБ), достигает на пределе измерений (95 кГц) величины -7,5 дБ. В общем и целом такие показатели позволяют раскрыть потенциал большинства записей не только стандартного, но и высокого разрешения. Заявленная выходная мощность превышает измеренную (1 кан.) всего на 5%, так что в стереорежиме усилитель обеспечит порядка 2x70 Вт. Коэффициент демпфирования сравнительно невелик, однако с напольниками чувствительностью порядка 88 дБ усилитель работает прекрасно.

По материалам издания Stereo&Video
текст Вячеслав Саввов
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить