Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Серия NAIT интегральных усилителей фирмы Naim устанавливает новые стандарты в своей ценовой нише, предоставляя аудифилам, стеснёнными рамками бюджета, возможность услышать звучание "истинного хай-энда". На картинке изображён усилитель третьего поколения из этой серии - NAIT 3. 


1994-й год, когда "старый добрый" усилитель Naim Nait, впервые увидел свет, уже далеко в прошлом, однако выпуск данной модели до сих пор не прекращён. Между прочим, фирма Naim недавно объявила об обновлении линейки NAIT - и это спустя тридцать лет после того, как вышла первая модель в этой серии, установившая новые стандарты в мире интегральных усилителей.

Деньги вложены в детали, определяющие звучание - а не в косметические безделушки. Используемый в качестве регулятора громкости потенциометр ALPS, который вы видите на этой фотографии, обычно встречается в более дорогой аппаратуре.

В 1983 году, когда "последним писком моды" был CD, большинство доступных (т.е. не дороже £300) интегральных усилителей выпускались в форме ящиков (у которых кнопок было больше, чем гирлянд на новогодней ёлке), привозимых с далёкой Азии. И вот среди них появился новичок по имени NAIT (от компании NAim InTegrated), отличающийся от своих конкурентов самым вызывающим образом.
Руководствуясь лозунгом "чем меньше, тем лучше", принесший успех компании Salisbury, которая предложила покупателям связку из поддающихся апгрейду предварительного усилителя и усилителя мощности (особенно в паре с одной скандинавской вертушкой), новичок от NAIM не был обременён регуляторами тембров, фильтрами, навороченными коммутационными возможностями и не мог похвастать большой мощностью. Расставшись с суммой £250, покупатель приобретал усилитель аж с тремя входами (один из которых был довольно-таки приличного качества фоно-корректором), регуляторами громкости и баланса, внутренними деталями приличного качества, включая щедрый блок питания на базе тороидального трансформатора, и с мощностью 13 ватт на канал (при нагрузке 8 Ом).


И всё это было размещено в корпусе размером вполовину меньше обычного - его называли "коробкой из-под обуви". Но, несмотря на столь скромные габариты и технические характеристики, NAIT обходил большую часть конкурентов за счёт своих музыкальных способностей - особенно, благодаря своему чувству ритма и прозрачному звучанию. Чаще всего малыша Naim можно было увидеть в "бюджетной" аудиофильской системе, стоящим бок о бок с компонентами фирмы Linn - скромной виниловой вертушкой LP12 и колонками Kans.


Да, конечно, за те же деньги можно было купить целую стойку компонентов от японского производителя с хорошими характеристиками и красивой подсветкой. Но, с другой стороны, NAIT - пусть он и не был красавцем - выдавал чертовски хорошее музыкальное звучание; некоторые и по сей день полагают, что тот первый аппарат NAIT имел самый лучший звук.


Модель NAIT Mark One выпускалась пять лет, но в 1988 г. была заменена на NAIT 2. Новый усилитель имел такие же размеры и формы, но качество конструкции отличалось в лучшую сторону. Да и внешность ему сделали более симпатичную - теперь покупатель мог выбирать между чёрным цветом с хромированной отделкой и оливковым цветом. Панель управления стала удобнее, появился "дополнительный" четвёртый вход .
Впрочем, во всех других аспектах новая модель мало чем отличалась от предыдущей. Выходная мощность по-прежнему была 13 Вт на нагрузку 8 Ом и чуть менее 20 Вт на 4 Ом. Теоретически, низкая выходная мощность накладывала ограничения на выбор колонок, которые можно было подключить к этому усилителю и/или на размер комнаты, где его можно было установить. Но с достаточно чувствительными колонками соответствующего качества, тщательно подобранными источниками и в небольших комнатах можно было добиться потрясающих результатов.


Вот мы и подошли к главному герою нашей статьи - усилителю третьего поколения NAIT 3, который пришёл на смену NAIT 2 в 1993 г. Новая модель не только отличалась от двух своих предшественников более традиционным форм-фактором (т.е. размерами корпуса) - она также кардинально отличалась от них изнутри. С помощью ряда сенсорных клавиш на передней панели Naim Olive можно было переключаться на сквозной канал, отключать звук и переключать входы - количество которых, кстати, было увеличено до пяти. Эти клавиши являются частью простой логической схемы, обеспечивающей переключение между входами с помощью встроенных реле - элегантное и надёжное решение.


То, что у усилителя NAIT 3 вход выбирался электронным, а не механическим образом, позволяло ему, в принципе, обзавестись своим пультом дистанционного управления. Что и было сделано, начиная с версии 3R.

Апгрейд с версии 3 до 3R был возможен, но стоил дорого, т.к., помимо всего прочего, для этого нужно было заменить целую плату предварительного усиления на ту, что имела столь важные моторизированные регулировки громкостью и балансом. Громкость, кстати, настраивалась с помощью внушительного на вид потенциометра ALPS - фирма не стала экономить на столь важном компоненте!
К 1993 г. основным источником музыки стал CD - компакт диск. В результате, стандартная модификация NAIT 3, в отличие от его двух предыдущих инкарнаций, не имела входа для проигрывателя виниловых дисков. Высококачественные, выполненные на дискретных элементах, фонокорректоры для звукоснимателей с подвижным магнитом и подвижной катушкой продавались отдельно. Пользователь мог купить любой из них на выбор и вставить в плату предварительного усиления; эту несложную модификацию мог сделать для вас практически любой дилер. В отсутствие фонокорректора соответствующий вход (единственный вход, отведённый под фонокорректор) мог принимать линейный сигнал.

Как NAIT 1, так и NAIT 2 имели схемы предварительного усиления для звукоснимателя с подвижным магнитом. Что касается владельцев следующей модели - NAIT 3, они могли купить фонокорректор отдельно и вставить его внутрь корпуса усилителя. В продаже были варианты как для звукоснимателей с подвижным магнитом (как на этой фотографии), так и для звукоснимателей с подвижной катушкой.

По сравнению с предшественниками, у NAIT 3 был полностью переработан блок усиления мощности. Каждый канал мог выдавать 30 Вт на нагрузку 8 Ом (45 Вт на 4 Ом). Какая жалость, что Naim не пошёл ещё дальше в своём радикализме - усилитель можно было бы оборудовать входом для наушников или отказаться от разъёмов DIN в пользу RCA.


Появилась возможность апгрейда. NAIT 3 стало возможным превратить в предварительный усилитель для использования с внешними усилителями мощности - например, NAP 90, производимыми той же фирмой Naim. На самом деле, внутренний предварительный усилитель в NAIT 3 был сделан на базе NAC 92. За парой пустующих отверстий на задней панели видны места для необходимых разъёмов DIN. Их нужно было припаять к печатной плате усилителя мощности / источника питания. Что интересно, я видел некоторые готовые усилители с уже установленными разъёмами. Если усилители мощности, встроенные в NAIT 3, больше не требовались, их можно было электрически изолировать. Впрочем, это повлекло бы за собой такие значительные модификации печатной платы, что фирма Naim вряд ли бы смогла их официально рекомендовать.

Хотя фирма Naim использовала для других входных разъёмов стандарт DIN, первый вход был выполнен всё же в виде стандартных позолоченных RCA, через которые сигнал поступал на фонокорректор - обратите внимание на разъём заземления. Если фонокорректор не устанавливался, то на этот вход можно подавать сигнал линейного уровня.

Лично мне мой усилитель NAIT 3 достался в хорошем состоянии и с фонокорректором от друга десять лет тому назад. Он сломался, и мой друг, имевший (тогда ещё) высокооплачиваемую работу в сфере телекоммуникаций, решил, что он может позволить себе купить новую модель NAIT 5 (с дополнительной опцией в виде ПДУ) вместо того, чтобы чинить старый усилитель. Поэтому, мне он достался по очень хорошей цене (£100, если мне не изменяет память). Ремонт не составил особого труда - отошли несколько соединений на логических интегральных схемах, управляющих выбором входа. Скорее всего, это случилось потому, что усилитель оставили надолго включённым, хотя им и не пользовались при этом. Как сказано в самом руководстве к модели NAIT 3: "Hi-fi аппаратура работает в оптимальном режиме, если она остаётся включённой в течение продолжительного периода времени". Но - увы! - высокие тарифы на электроэнергию и желание продлить жизнь некоторым компонентам (особенно, электролитическим конденсаторам) вынуждают меня включать NAIT 3 лишь тогда, когда я собираюсь слушать музыку - но при этом я всегда включаю его примерно за один час до прослушки, чтобы он мог хорошенько разогреться за это время. В таком режиме эксплуатации отремонтированный усилитель продолжает служить мне верой и правдой.

Это не чипы! В более ранних версиях NAIT применялись нажимаемые клавиши или круглые ручки для прямого выбора аналогового источника. В NAIT 3 они были заменены на гораздо более надёжную систему, в которой сигналы переключались посредством реле, показанных на этой картинке.

Мой NAIT 3 проводит большую часть своего времени в небольшой (3,7 м х 3,0 м) комнате для прослушивания музыки, при этом под домашний кинотеатр у меня отведена другая комната. Усилитель подключён к паре колонок Acoustic Energy AE109 и нескольким источникам - в первую очередь, к Helios X5000 и к Linn LP12 / Basik Plus / Ortofon 540 MkII эпохи Valhalla на платформе Russ Andrews Torlyte. Helios X5000 - это один из первых сетевых дисков / мультимедийных USB-проигрывателей с претензией на аудиофильское звучание. Он поддерживает 24/96 и может читать форматы FLAC и AAC. Я слушаю почти всю свою музыкальную коллекцию с помощью этих двух источников.


NAIT 3 славится своей скоростью - качеством, которое очень ценил мой вышеупомянутый друг, фанатичный любитель настоящей танцевальной музыки. Усилитель воспроизводит музыку со множеством ударных (например, Kraftwerk) очень ритмично, он способен возбудить кого угодно своим драйвом и напором. Он также неплохо озвучивает более традиционный материал - например, популярную в не столь отдалённом прошлом композицию "Scream and Shout" в исполнении Will.i.am / Britney Spears. Эта заводная песня в стиле pop/dance звучит очень непосредственно, в ней присутствуют классные басовые партии - и система отлично с ними справляется.

Простое устройство, разумная конструкция, вкупе с проверенными технологиями и высококачественными деталями - всё это делает усилитель NAIT 3 одним из лучших аппаратов в своём классе с точки зрения звука.

На самом деле, у этого усилителя - разумеется, в паре с колонками AE109 - прекрасный бас. Он явно контрастирует с тем значением мощности, которое указано в технических характеристиках. Возьмём, к примеру, "Solid Air" - бесценный CD Джона Мартина. Акустический бас на одноименной композиции воспроизводится просто чудесно - нет и намёка на какую-либо окраску. "Don't Want To Know" с того же альбома демонстрирует способность передавать детали на высоком уровне - и показывает, что NAIT 3 может отлично создавать музыкальные образы - а ведь когда-то критики обвиняли NAIT 3 в обратном и считали это его слабостью. Может, на их предвзятое отношение к нему повлияло их знание о том, что усилитель имеет лишь один тороидальный трансформатор?


Один из моих любимых "атмосферных" треков - "Private Investigations" группы "Dire Straits" с альбома "Love Over Gold", который я слушаю на LP12. NAIT 3 просто погружает вас в этот мир - он захватывает ваше внимание и не отпускает его. Другой мой любимый трек - это "The Chain" группы "Fleetwood Mac" с пластинки "Rumours" выпуска 1977 года - никаких проблем с построением сцены не возникает и здесь. Я слышу добро (шестиструнная резонаторная гитара), открывающую эту известную композицию, вплоть до середины трека, несмотря на его возрастающую громкость. На более скромных системах звучание этой гитары теряется - вместе с другими отдельными нюансами, различимыми в смешении звуков. А когда во второй половине композиции в дело вступает бас и берёт на себя основную роль, NAIT 3, с его несравненным чувством ритма, от души отдаёт ему должное.


Когда-то, на этих же страницах, NAIT 3 описывался как "аппарат, позволяющий ощутить вкус hi-end аудио". С этим аргументом трудно спорить, учитывая характер этого усилителя - живой, точный, но, прежде всего, очень музыкальный. Разумеется, он лучше всего подходит для озвучивания небольших комнат. С учётом этого, могу сказать, что мне приходилось слышать усилители, которые, несмотря на свою гораздо более высокую цену, не обладали способностью вовлекать слушателя в музыку так, как это делает NAIT 3. Сегодня поддержанные усилители NAIT 3 уходят примерно за £300 (или дешевле за вариант без фонокорректора). Вам сложно будет найти за подобную цену новый усилитель на полупроводниках со звучанием, которое могло бы сравниться с винтажным NAIT 3.

По материалам издания Hi-Fi World

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить