Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 голос)

Если рассматривать аудиофилию как болезнь, то одним из ее симптомов следует считать отвращение к транзисторному и «микросхемному» звучанию. Аудиофилу оно кажется холодным и безжизненным. Он ищет теплоты — и на помощь приходит ламповая техника, например, от нидерландской фирмы с итальянским именем PrimaLuna.

 

Цена 111 000 PУБ

Немногие производители устройств класса High End имеют столь высокую и устойчивую репутацию, какой пользуется PrimaLuna у поклонников лампового звука, причем не только у земляков-европейцев, но и в привередливой Америке. Секрет успеха прост, как все гениальное: фирма производит первоклассную технику, а продает за бюджетные (по High-End-меркам, разумеется) деньги. Для этого PrimaLuna перенесла сборочные предприятия в Китай, но держит их в «ежовых рукавицах» контроля качества. В частности, действуют буквально драконовские меры, дабы сделать невозможной подмену высококлассных комплектующих дешевыми подделками.

Усилитель DiaLogue Premium относится к флагманской линейке фирмы, что явствует даже из его названия. По заявлению разработчиков, он объединяет в себе самые удачные черты моделей ProLogue One и Two, но изготовлен с использованием улучшенных компонентов.

Выглядит он, без преувеличения, роскошно. Поворотные рукояти переключателя входов и регулятора громкости расположены на фасаде с идеальной симметричностью; впечатление солидной элегантности дополняет покатая решетка, защищающая лампы от случайных повреждений. Вспоминаются детективы из английских сериалов — джентльмены в дорогих, безукоризненно сидящих костюмах.

Не расставаясь с портновской терминологией, оглядим усилитель со спины. Здесь находятся шесть входов — нерегулируемый и пять линейных регулируемых (один можно снабдить фоно-корректором для работы с вертушкой винила), выход на сабвуфер, клемма заземления, а также винтовые зажимы акустических кабелей для колонок с импедансом 8 или 4 Ом. «Минусовая» клемма обозначена не традиционным знаком вычитания, а пометкой «0 Ом» — в чувстве юмора голландцам не откажешь, верно? О том, что ребята из PrimaLuna относятся к своим поклонникам-аудиофилам с доброй отеческой иронией, свидетельствует и руководство по эксплуатации. Цитирую: «Усилитель комплектуется выходными лампами EL34 или КТ88/КТ120 (желаемую конфигурацию можно выбрать при покупке; соответствующий переключатель находится на правой боковой панели аппарата). Если вы захотите экспериментировать с разными лампами, не советуем менять их слишком часто. Для этого усилитель придется выключить и снова включить, а ламповые компоненты этого не любят. Кроме того, вы рискуете расшатать контакты панельки. За эксперименты мы всей душой, но не надо сходить с ума и менять лампы по 20 раз на дню». Чем не рекомендация мудрого родителя?

Раз мы заговорили о лампах, опишем их подробнее. В общей сложности их 10, они расположены на верхней крышке в два ряда. Передний состоит из шести двойных триодов 12AU7, по три на канал. Один триод служит для предусиления, два управляют упомянутыми выше лампами выходного каскада. Их четыре (по две на канал), они составляют вторую шеренгу. Лампа EL34 обеспечивает 32 Вт выходной мощности, КТ88 — 36 Вт, КТ120 — 43 Вт. Но дело, разумеется, не только и не столько в этом, сколько в особенностях, которые лампы придают звучанию. Принято считать, что с EL34 «середина» звучит богаче, зато на краях диапазона мощность ощутимо снижается. Лампы КТ88 и КТ120 дают обратную картину. Разумеется, это приблизительные выкладки, многое зависит от громкоговорителей. Вот почему самые бескомпромиссные аудиофилы покупают с усилителем не один, а два или даже три комплекта выходных ламп и добиваются наилучшего, по их мнению, согласования со своей акустикой. Инструкция предостерегает от чрезмерного увлечения именно такими экспериментами.
Самое время отметить: разработчики стремились к тому, чтобы усилитель доставлял как можно меньше хлопот. В частности, его оснастили фирменной схемой автоматического контроля величины смещения выходных ламп (Adaptive AutoBias). Иными словами, пользователю не нужно вручную подстраивать ток смещения (он меняется по мере старения ламп). Схема автоподстройки, полностью изолированная от аудиоце-пей, непрерывно измеряет величину смещения и определяет ее оптимум. При полном исчерпании ресурса лампы около нее загорится светоди-од, сигнализирующий о необходимости замены.

От перегрузки защищены не только лампы, но и выходные трансформаторы — как важнейший элемент ламповой схемы. Кстати, их конструкция модифицирована для расширения диапазона воспроизводимых частот и лучшего согласования с акустикой. Доработке подверглись и входные каскады, что благотворно сказалось на детализации звучания. Вместо плавких предохранителей установлены релейные. Аудиосхема изготовлена вручную методом навесного монтажа и проходит индивидуальную настройку. Проводка усилительного тракта выполнена посеребренным проводом из сверхчистой монокристаллической меди в тефлоновой изоляции. В схеме применяются первоклассные комплектующие — высокоточные резисторы Takman, конденсаторы SCR с оловянной фольгой, переменный резистор ALPS Blue Velvet, акустические клеммы WBT. Ламповые пары скрупулезно подбираются по параметрам (из ста полученных ламп 40 обычно возвращаются производителю как не соответствующие стандартам PrimaLuna).

Наконец пришел черед рассказать о том, что этот усилитель способен сотворить с музыкой. При прослушивании мы попеременно использовали две пары громкоговорителей — «резвые» полочники и «тугие» напольники. Дело в том, что лампы EL34 наиболее уверенно работают с колонками чувствительностью порядка 90 дБ. При замене EL34 на КТ120 усилитель без проблем раскачал и солидные 3-полосные «башни», при этом все ценное, что сообщили звучанию «тридцатьчетверки», сохранилось практически в неприкосновенности. Комплект создавал чрезвычайно насыщенную подробностями аудиокартину без каких бы то ни было «острых углов». Образы исполнителей были так четко очерчены и аккуратно расставлены, что стоило закрыть глаза, и становилось невозможно определить, где именно находятся колонки: звуковая сцена по ширине значительно превосходила расстояние между АС. Многие ламповые усилители не без труда отрабатывают сигналы с крутыми фронтами, но PrimaLuna таких проблем не имеет: даже сумасшедшие композиции в стиле спид-метал воспроизводятся реалистично. Впрочем, справедливости ради надо заметить, что с наибольшим воодушевлением усилитель откликается все-таки на джаз и «спокойную» рок-музыку в духе Dire Straits, позволяя слушателю смаковать тончайшие нюансы записи. Честное слово, никакого желания «менять лампы по 20 раз на дню» у наших экспертов (тех еще аудиофилов!) не возникало. Произошло чудесное исцеление, мы начали слушать не аппарат, а музыку...

КОММЕНТАРИЙ

Измеренная на одном канале мощность (для усилителя с лампами EL34) превзошла заявленную примерно на 10%, так что в стереорежиме будет обеспечено порядка 33 Вт/кан. Коэффициент демпфирования очень маленький (типично для ламповой схемы), так что к подбору акустических систем необходимо подойти с особой тщательностью. КНИ на один-два порядка выше, чем у транзисторного усилителя, что тоже закономерно. Зато нет никаких ограничений по «частотке» — даже на 95 кГц амплитуда выходного сигнала снижается всего на 2 дБ. Уровень разделения каналов — хороший, дисбаланс ничтожен.

По материалам Stereo & Video
текст Вячеслав Саввов
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить