Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Вновь мы с интересом исследуем аудиотехнику марки Jadis. Семейная фирма, основанная в 1983 году, сразу стала специализироваться на разработке и производстве ламповых аудиокомпонентов, что с большим успехом делает и по сей день. Jadis начинала с маленького штата и скромного ассортимента. По-прежнему являясь семейной компанией, она расширяет ассортимент продукции: недавно ею выпущен прецизионный проигрыватель грампластинок с тонармом собственной разработки.

 

Осмотр на месте

В настоящее время интегрированный усилитель Orchestra — младшая модель в линейке усилителей Jadis, что, однако, совершенно не мешает причислять его к категории элитной техники — с учетом как внешних, так и внутренних данных. К тому же он носит имя, имеющее немалый вес среди знатоков и ценителей высококачественного аудио. Основные крупногабаритные детали конструкции традиционно размещены на верхней части аппарата и как бы приглашают полюбоваться ими. Важно заметить, что все примененные радиолампы тщательно отбираются специалистами отдела тестирования. По правде сказать, здесь есть на что взглянуть.

Сетевой и выходные трансформаторы разработки и производства Jadis, входные и выходные лампы, а также конденсаторы фильтра анодного питания располагаются сверху на зеркальной панели, изготовленной из хромированного стального листа — основного конструктивного элемента корпуса. Конденсаторов насчитывается четыре штуки, с параметрами 400 мкФ и 400 В. Ранимые лампы закрыты съемным кожухом, который защищает также и пользователя от жара раскаленных колб.

Без кожуха усилитель не только более эффектно выглядит, но и, как я полагаю, более музыкально работает: такой крупный предмет волей-неволей немного резонирует, провоцируя микрофонный эффект, который вряд ли поспособствует нормальному функционированию входных ламп и других частей схемы. С другой стороны, хорошо, что кожух есть: в семье состоятельного меломана могут быть дети (подрастающее поколение аудиофилов), а рядом с ними еще и домашние животные.

Однако довольно наслаждаться видом ламп, заглянем внутрь устройства. С испода и вниз головой размещены опорные колодки, на которых надежно закреплены вся внутренняя разводка и элементы схемы. В большинстве случаев в интегрированном усилителе для монтажа используются выводы самих радиодеталей и керамических панелек ламп. Упомянутый стальной лист благодаря изгибу образует верхнюю, переднюю и заднюю плоскости, частично переходя вниз. Он также предназначен для крепления органов управления: звуковых регуляторов, тумблера включения, входных и выходных клемм и сетевого разъема. Отдельный элемент корпуса — дно: оно служит крышкой, прикрывающей внутренности, не имея какой-либо иной, более существенной функции. В краях дна устроены винты для крепления ножек. Снять его, сдвинув вбок, можно, лишь демонтировав предварительно одну из декоративных деревянных накладок, украшающих Jadis Orchestra.

Я намеренно так подробно останавливаюсь на конструкции усилителя и способах проникновения внутрь него, ведь регулировка тока смещения выходных ламп не выполняется снаружи. Обычно она производится в случае отработки радиолампами большей части их ресурса и для замены старых ламп новыми. Вместе с тем не повредит и производить время от времени калибровку, чтобы быть уверенным, что все работает надлежащим образом.

Монтаж и способы коммутации

Внутри корпуса почти повсеместно применен навесной монтаж. Отдельно отмечу безупречное качество пайки — ни единой лишней капельки припоя.

Создается ощущение, что площадь любого контакта невелика и оптимальна, а это указывает на большой опыт и высокую квалификацию мастеров, вручную собиравших аппарат. Со схемотехническим великолепием навесных соединений немного контрастирует текстолитовая плата, в которую впаяны регуляторы громкости и баланса; каждый из них организован на базе сдвоенного потенциометра Alps.

Jadis Orchestra имеет тумблер и индикатор включения, регулятор баланса (без стопора в среднем положении), регулятор уровня и селектор входов для пяти источников. С тыльной стороны располагаются разъем для сетевого кабеля и предохранитель, входные и выходные клеммы; у последних пластмассовые гайки и позолоченные резьбовые втулки. Клеммы допускают подключение акустических кабелей с разными разъемами, а также зачищенного провода.

Отдельные отводы выходных трансформаторов для АС с разным номинальным сопротивлением, к сожалению, не предусмотрены.

Схемотехника усилителя не отличается экстравагантностью и не предлагает каких-либо новшеств: ламповая аппаратура, включая звукоусилительную, обкатана в течение многих и многих десятилетий, и все там уже давно придумано. В настоящее время соперничество в этой сфере идет по пути наиболее перспективного и аккуратного воплощения известных конструкций в прототипах и серийных образцах. Что же в данном случае имеет наибольшее значение? Важен тщательный отбор деталей, которому предшествуют многочисленные эксперименты, долгие часы прослушивания, направленные на поиск наилучшего взаимного расположения элементов, наилучшей архитектуры, оптимальной организации электропитания и конструкции корпуса. Создателям усилительной техники приходится заниматься всем этим, ничего не упуская из виду. Конечно же, весьма существенный фактор — качество сборки. Казалось бы, ничего нового оно не добавляет, но на стоимость аппаратуры может повлиять очень заметно (и при этом вполне оправданно) из-за использования высококвалифицированного ручного труда. Наконец, комплектующие: их, казалось бы, совсем немного, но каждая деталь способна оказать решающее влияние на результат, и потому они должны быть наилучшего качества, а элементы такого уровня, как мы понимаем, недешевы.

Специалистам Jadis удается совместить нелегко и редко совместимые вещи — высокий класс компонентов, продуманное их расположение, превосходную сборку и конкурентоспособную цену, обеспечив тем самым своей продукции выгодное положение среди изделий других компаний.

Push-Pull

Jadis Orchestra — классический двухтактник. Работа в ультралинейном режиме дает низкие искажения и приемлемую мощность. Не вдаваясь в долгие и малоперспективные споры ау-диофильского толка, что однотактники, мол, лучше или «ламповее», расскажу о конструкции модели. На входе каждого канала установлен двойной триод 12AX7 Tung-Sol российского производства, выполняющий, помимо первичного усиления, еще и функции фазоинвертора с разделенной нагрузкой, каковой для него является пара лучевых тетродов KT88 Gold lion Genatex с мощным октальным цоколем. Естественно, возможно применение других, схожих по параметрам ламп с такими же цоколями (например, KT-90, EL-34), но тут мы должны довериться выбору изготовителя. Аналогичным образом организован и другой канал, так что на весь усилитель приходится всего шесть активных элементов.

Здоровый минимализм просматривается во всей конструкции, на основании чего можно заключить, что аппарат спроектирован исключительно для звука и настроен с особым усердием. Кстати, на цоколях выходных ламп есть метки, свидетельствующие о подборе и настройке. Никаких особых манипуляций по коммутированию усилителя предпринимать не пришлось.

Прослушивание

Первые впечатления от звучания Jadis Orchestra были воистину ошеломляющие — бас оказался настолько динамичным, насыщенным и энергичным, что возникало сомнение: не произошло ли путаницы и не работает ли сейчас вместо лапового мощный транзисторный усилитель?

Конечно, звуковой тракт специально подбирался для этого образца, с учетом двухтактного режима его работы, но все же результаты намного превзошли ожидания. Но в таком случае чем же Jadis Orchestra отличается от полупроводниковых собратьев? Ответ на этот вопрос лежал на поверхности. Ощущались бесконечно глубокая проработка планов во всех измерениях (интуитивно я чувствовал и то, что где-то здесь должен быть край, предел возможностей, и то, что за этим краем есть еще нечто), безупречная фокусировка звуковых фантомов на пунктуально очерченной музыкальной сцене. Но, пожалуй, главное — это тембральное разнообразие, обусловливающее неповторимую индивидуальность как музыкальных инструментов по отдельности, так и сложных сочетаний тембров. К примеру, «Адажио для струнных» С. Барбера запомнилось именно благодаря особенной верности фокусировки планов. Причем усилитель совершенно честно отрабатывал и первые, едва слышные такты, и финальное крещендо. Попутно замечу, что слушать этот аппарат было чрезвычайно приятно и увлекательно: звучание сосредоточивало все твое внимание на графически точной, ясно очерченной сцене.

Впечатления от «Адажио» хочется описать более подробно. Произведение, богатое динамическими оттенками, исполнялось внятно и даже, если можно так выразиться, рельефно. Очень тихо, затаенно звучало начало — компоненты с ограниченным динамическим диапазоном подают первые такты этого сочинения неоправданно громко. Но несмотря на низкий уровень громкости, музыка воспроизводилась крайне подробно, а еще — из-за превосходной проработки низких нот — волнительно и тревожно. Грустные краски отличались редким разнообразием, оставляя за собой шлейф многогранных эмоций. Мелодия развивалась строго последовательно, постепенно нарастал объем акустического образа, более явственно проступали очертания верхнего регистра... Звучание поднимающейся все выше и выше мелодии делалось все трагичнее, а в финале вызвало щемящее чувство, почти боль — и достигнуто это благодаря исключительно музыкальным, а не просто акустическим ощущениям. Возможности Jadis Orchestra в преподнесении потаенной сути музыки исключительно велики.

Усилитель играет не менее обворожительно, чем выглядит. Классическая музыка — очень сильная его сторона. Тембры духовых инструментов с мягкими голосами («Rhapsody in Blue» Дж. Гершвина) подавались тепло и волнительно, напоминая своей проникновенностью звучание человеческого голоса. В то же время тромбоны и трубы прорезали пространство грозно, но без надрыва и резкости. Верно воссоздавался объем большого концертного зала, и можно было ощутить себя где-то в первой его половине: усилитель не приближал слушателя вплотную к сцене, что способно нарушить целостность музыкальной драматургии, но и не отодвигал его слишком далеко. Солирующий рояль, находящийся чуть в глубине, демонстрировал не все призвуки и обертоны, что совершенно справедливо — ведь по замыслу звукорежиссера, который в данном случае хорошо просматривается, он расположен в добром десятке метров от нас.

Зато что касается самих нот, то все они присутствовали сполна, не сливаясь между собой в быстрых пассажах. Клавиатура оправданно получалась не слишком-то широкой. Однако самое большое впечатление произвел богатый, пульсирующий тембр фортепиано.

Я с удовольствием прослушал много записей разных жанров, всякий раз передававшихся с большим эмоциональным подъемом. Определенно, музыка в интерпретации Jadis Orchestra обладает каким-то магическим, совершенно особенным звучанием.

В бесподобном филигранном соло Джесси Кука, хоть оно и было немного сдавлено аккомпанементом, можно было внятно расслышать движение пальцев по грифу и почувствовать специфику нейлоновых струн. Записи трио Жака Лусье позволили почувствовать осознанное и выверенное взаимопонимание между участниками небольшого коллектива. Не возникало сомнения в умении усилителя исполнять ритмичные композиции (напомню, первое открытие было связано с напористым и подвижным басом). Завершилось прослушивание вокальными произведениями. Эту музыку хотелось слушать ради нее самой. Старые фонограммы живо напомнили те времена, когда даже непритязательный эстрадный номер представлял собой событие, а к звукозаписи относились предельно ответственно, с пониманием необычной важности мельчайших музыкальных подробностей и нюансов.

[Контрольный тракт]
CD-проигрыватель Wadia S7i
Акустические системы PMC IB2I
Межблочный кабель XLO Limited Edition
Акустические кабели XLO Signature 3
Сетевые кабели Shunyata Pithon

[ Вывод ]

Jadis Orchestra — не просто еще один усилитель в бесконечной веренице подобных устройств. Это компонент тракта, способный формировать и делать более широкими музыкальные пристрастия своего владельца. Аппарат очень ясно демонстрирует различия в техническом и музыкальном качестве записей, живо передает суть разной музыки.

 

По материалам издания Аудиомагазин
Текст Алексей СКОРПИЛЕВ
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить