Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Интерес к марке Jadis у нас в России обусловлен тремя факторами, причем ни история, ни репутация компании тут не при чем. Во-первых, на карте российских хай-эндщиков Франция если не отсутствует вовсе, то остается белым, загадочным пятном. Во-вторых, у них вызывает любопытство в первую очередь аппаратура «исключительного уровня нейтральности» и «баснословной бескомпромиссности». И, наконец, есть третье обстоятельство, важнейшее и революционное: в аудиофильской и особенно в меломанской табели о рангах место винила прочно занял обычный компакт-диск.

 

Улица коммуны

К сожалению, стандарт SACD, существенно превосходящий по музыкальной выразительности и звучанию в целом как винил, так и CD, незаслуженно остается в глубокой тени. Вместе с тем существенным преимуществом CD перед другими носителями фонограмм — музыкальные файлы не берем в расчет — является доступность практически любой музыки. Непросто было бы найти, скажем, «Героическую симфонию» Бетховена или «Молоток без мастера» Пьера Булеза в конкретных интерпретациях на грампластинке или SACD. Так или иначе, слушая I-35, мы наслаждались музыкой, воспроизводимой с обычных компакт-дисков, не говоря уже о грампластинках.

Компанию с романтически загадочным названием Jadis (по-французски — «когда-то», «встарь») основали Жан-Ноэль Каффи и Андре Кальметт. Как это часто бывает, два друга превратили свое хобби в доходное мероприятие.

Интересно, что фирма, созданная в 1983 году, почти одновременно с запуском в коммерческую эксплуатацию компакт-диска, начала свою деятельность с разработки и производства ламповых усилителей. Первая ее модель называлась JA-30. Вслед за этим сразу же появились исследовательская лаборатория, отдел тестирования ламп, комната прослушивания и подразделение по проверке готовой аппаратуры. Таким образом, французы поставили дело на надежную основу.

Изделия изготовлялись методом ручной сборки, штат состоял всего из семнадцати человек, суммарная площадь помещений была 800 квадратных метров. В настоящее время Jadis — давно и хорошо известный французский производитель домашней аудиоэлек-троники высокого уровня. А адрес его звучит примерно так: регион Лангедок — Руссильон, департамент Од, округ Каркассон, кантон Кампандю, коммуна Вильдюбер. Принимая во внимание, что население последней не превышает пятисот человек, уточнять номер дома, в котором расположилась компания Jadis, особой нужды нет. Сразу же в сознании возникает очаровательный пасторальный образ тишайшего французского захолустья с виноградниками на обращенных к рассветному солнцу склонах холмов — эта идиллическая атмосфера является весьма желанной для спокойной и плодотворной работы над изысканной ламповой аудиоэлектроникой.

Два такта

Мы здесь ведем речь не о музыкальная тактах (структурных единицах музыкальной нотописи, которые можно видеть в клавире, партитуре), а о тактах в схемотехническом смысле. Схема усилителя I-35 традиционна и даже в чем-то тривиальна. Это классический ламповый двухтактник, работающий к тому же в старинном ультралинейном режиме. У нас же в России — стране, граждане которой весьма начитаны о разнообразной аудиоэкзотике, — в моде однотактники. Да и не только в России. Чаяния некоего обобщенного аудиофила — обитай он хоть в Италии, в Великобритании или в Сигапу-ре — можно представить себе таким образом: однотактная триодная схема (SET — Single End Triode), класс А, без обратной связи. Сами по себе эти три условия способны настроить человека на позитивный лад — еще до прослушивания. Как известно, в однотактных выходных каскадах возникают нелинейные искажения за счет четных консонансных гармоник, украшающих звучание и создающих эффект концертного зала в обычной комнате, что нравится многим любителям звукового комфорта. Но однотактники одновременно снижают инструментальную прозрачность партитуры, несмотря на сохранение тонкой нюансировки на малых амплитудах.

Наш двухтактник работает в ультралинейном режиме, который был широко распространен в дотранзисторный период 1950-х годов. С приходом новой волны ламповой моды, а с нею и подозрительного отношения к отрицательной обратной связи ультралинейная схемотехника была несправедливо забыта.

В ультралинейном оконечном каскаде, работающем на пентоде или лучевом тетроде, экранирующая сетка оконечной лампы присоединена к отводу от части витков обмотки выходного трансформатора. При этом лампа работает в режиме, промежуточном между пентодным и триодным включением, с внутрикаскадной отрицательной обратной связью. Таким способом, при сохранении присущих пентоду экономичности питания, чувствительности и достаточной выходной мощности, можно достичь свойственного триоду малого внутреннего сопротивления и добиться снижения нелинейных искажений даже по сравнению с триодным включением лампы. Выходные каскады Jadis I-35 работают на лампах нового поколения — лучевых тетродах КТ120, сконструированных и изготовленных в России фирмой Electro-Harmonix под торговой маркой Tung-Sol.

В роли усилителей напряжения выступают двойные триоды 12AU7A (Electro-Harmonix). Драйверы-фазо-инверторы выполнены на лампах 12АХ7 (Tung-Sol).

За последние годы наша электровакуумная промышленность поднялась на более высокий уровень, и, видимо, не зря зарубежные фирмы нередко с гордостью заявляют, что их аппаратура работает на лампах российского производства.

Предпочтение, отдаваемое изготовителями ламповой электроники колбам отечественного производства, свидетельствует о достойном уровне последних — несколько капель елея на душу патриотично настроенного россиянина-аудиофила. В усилителе I-35 все продумано до мелочей, все доведено до совершенства. Несмотря на то что лампы КТ120 с подогревным катодом (косвенным накалом) могут питаться переменным током, они получают 12 В постоянного напряжения от низкоомного выпрямителя. Это полностью исключает возникновение даже малейших помех от цепей накала. Силовой трансформатор обладает солидным запасом мощности. Выходные трансформаторы со сложными многосекционными обмотками на сердечнике большого сечения обеспечивают широкий частотный диапазон и малые нелинейные искажения.

Вторичные обмотки выходных трансформаторов сделаны с отводом для 4-омной нагрузки. Но этот отвод не используется. К выходным клеммам подключена вся обмотка, что полностью исключает вредное влияние индуктивности рассеяния, которое неизбежно при использовании только части витков выходной обмотки. Причем дело не столько в завале верхних частот, как обычно считается, сколько в несравненно более вредном воздействии, оказываемом на музыкальную выразительность звучания возрастающим ГВЗ (групповым временем запаздывания), которое путает обертоны спектра, вызывая прохладность, эмоциональную отчужденность.

Возможно подключение дополнительных акустических систем, для чего выходные клеммы спарены. Линейные входные гнезда — типа RCA. Симметричные входы отсутствуют. Усилитель оснащен первоклассным шаговым регулятором громкости и плавным регулятором баланса стереоканалов.

Но самый главный фактор, обеспечивший эксплуатационную надежность и высокое качество звучания во всех его аспектах, — строгая дисциплина технологического процесса, включающего контроль комплектующих элементов и их индивидуальный параметрический подбор, благодаря которому осуществляется оптимальное внутрисхемное сопряжение по всем параметрам. Это все успешно реализуется в процессе индивидуальной ручной сборки.

Себестоимость подобного изделия по сравнению с аналогичным серийным образцом, считает такой авторитет, как Ван Ден Хул, в десять и более раз выше. Оправданно ли это — покажет прослушивание.

Прослушивание

Усилитель Jadis I-35 был выпущен в 2011 году. Его разработка стала итогом почти 30-летней научной и производственной деятельности компании. учитывая это, мы с особой тщательностью организовали и провели процесс прослушивания, подобрав достойные компоненты контрольного тракта и соответственно сложный тестовый материал — разнообразную музыку в выдающемся исполнении. Надо заметить, что в перечне использованного музыкального материала приведены далеко не все записи — во время прослушивания системы с усилителем Jadis воспроизводилось намного больше разных грампластинок и компакт-дисков.

Ламповый звук всегда привлекает заманчивым лукавством сочетания теплоты и чистоты. Заманчивым, а временами и обманчивым; однако кому порой не хочется быть обманутым, убежать от обыденности с ее суровой правдой и вопросами, поставленными ребром... Подсознательно, а иногда и осознанно мы прощаем ему и окраску, вызванную неудачным выбором акустических систем, и легкое затягивание выходным трансформатором из-за неполного потокосцепления между его обмотками, и даже размывание баса из-за низкого фактора демпфирования нагрузки. Когда такой усилитель, как I-35, воспроизводит любимые записи в достойном исполнении, то все эти отмеченные придирчивым интеллектом мелкие огрехи отступают на задний план или вообще исчезают, будучи вытесненными господствующей музыкальной доминантой чувств, спонтанным наслаждением музыкальным искусством.

В зависимости от жанров привлекаемой для тестирования музыки и индивидуальных пристрастий людей, участвовавших в тестировании, музыка то ласкала слух, то «хватала за горло». Благодаря этому аппарату мы впервые удивились неожиданным заслугам нашего тщательно подобранного, хорошо знакомого и обкатанного звукового тракта. С этим усилителем звучание даже привычных компакт-дисков приобретало трепетное, необычное для CD мелодическое благородство.

Мы продолжали пристальное и усердное прослушивание музыкальных программ различных жанров. Пристальное — в целях подробного анализа и всесторонней оценки звучания, усердное — чтобы испытать вовлеченность, вызываемую способностью аппаратуры доносить до слушателя художественные музыкальные образы. Тут, однако, надо заметить, что особого усердия для достижения ощущения вовлеченности не потребовалось — желаемое всеми слушателями состояние души возникало почти сразу после начала воспроизведения очередной грампластинки или компакт-диска. При включении любой фонограммы характерный ламповый звук в его лучших традициях захватывал и очаровывал. Как известно, при прослушивании музыки действуют два особых взаимозависимых канала восприятия. С одной стороны, мы стремимся анализировать, понимать, постигать то, что слышим. С другой стороны, всегда работает чувственная коммуникация, ведь музыка есть не что иное, как творимая посредством музыкальных звуков высокоорганизованная эмоциональная энергия. Мыслительная и чувственная части восприятия всякий раз присутствуют в определенной пропорции, и это соотношение в случае усилителя Jadis было весьма близким к оптимальному. Основные черты, присущие комфортному звучанию, доминировали при воспроизведении всех записей.

Увлеченно и с наслаждением мы прослушали фрагменты Девятой симфонии Шостаковича (6, трек 10) и глубоко прочувствовали величественную картину восхода солнца в Альпах (3). Приятная бархатистость способствовала особой комфортности звука, свойственной только лучшим ламповым усилителям. Здесь I-35 достиг больших высот. Даже в сложных по гармонической структуре и эмоционально насыщенных музыкальных программах эти достоинства полностью сохранялись. На фоне оркестровых тутти отчетливо прослушивались выразительные пассажи контрабаса.

Удивительно изысканная микродинамика позволяла наслаждаться нюансами тонкого испанского колорита, игрой андалузских цыган. Внушительная макродинамика внезапно обрушила на нас искрометные вариации и взрывные аккорды в пьесе «Lord's Tundra» (8, трек 9). Глубоко лирично воспринималось особое фортепианное туше Иво Погорели-ча и с крайне нервным напряжением — его неповторимая ритмическая фразировка (9, трек 11). Тонально сбалансированный звук, глубокий, внушительный басовый регистр, насыщенный даже при небольших уровнях громкости, — все это свидетельствует о достаточно низком выходном импедансе усилителя и высоком качестве выходных трансформаторов. Выразительная макродинамика обеспечивается низким импедансом источников питания и большим запасом их мощности.


[Вывод]
Усилитель Jadis I-35 очень понравится тем, для кого музыка является неотъемлемой жизненной потребностью, а также широкому кругу меломанов и аудиофилов. Этот француз действительно способен и ласкать слух, и хватать за горло. Невольно напрашивается вполне заслуженный комплимент в его адрес: «State of the art». Трудно представить себе что-либо более желанное для настоящего любителя музыки.


[Контрольный тракт ]

Проигрыватель CD LUA Cantilena MKIIMidi
Проигрыватель грампластинок Thorens TD 320 MKII
Фонокорректоры DynavectorDVP-75, Dynaco PAS-4
Головка звукоснимателя Sumico Celebration Peazwood Signature (MC)
Акустические системы Chario Constellation Pegasus
Межблочные кабели Audio Quest Python
Акустические кабели XLO Electric Signature 2 Type 5.2
Сетевые кабели Fisch Audiotechnic Performance-3, IsoTec Optimum
Двухтактные усилители мы любим за отсутствие в них вышеназванных

Интегрированный усилитель Jadis I-35 (292 500 руб.)
Технические параметры по данным производителя

Импеданс нагрузки, Ом 1-16
Выходная мощность (1 кГц), Вт 30
Частотный диапазон (-3 дБ), Гц 20-20 000
Входной импеданс, кОм 100
Входная чувствительность, мВ 100
Потребляемая мощность, Вт 275
Габариты (Ш х В х Г), мм 500 х 220 х 330
Масса, кг 25

[ Музыкальный материал ]

DISC 1 Test Record 1: Depth of image, Opus 3
DISC 2 Test Record 2: Timbre, Opus 3
DISC 3 Richard Strauss. Alpine Symphony (EMI Records, ASD 1435771)
DISC 4 Pierre Boulez. Le marteau jans maitre (CB5 76 191)
DISC 5 Witche's Brew (Living Stereo, RCA Victor LSC-2225)
DISC 6 Burmester Audiosystem Vortuhrungs — CD II
DISC 7 Burmester Audiosystem Vortuhrungs - CD III
DISC 8 Stereophile Test CD3 (STPH 006-2)
DISC 9 Musique Ouverture de L'sprit invitation au voyage au reve (Triangle Electroacoustique, CD demonstration 2003—2004) DISC 10 Yo-Yo Ma, Bobby McFerrin. Hush (SK 48177)

По материалам издания Аудиомагазин
Текст Вениамин ЗУЕВ
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить