Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Среди множества громких имен разработчиков и производителей усилительной техники имя Нельсона Пасса стоит особняком. Основатель легендарной фирмы — настоящий, а не маркетинговый изобретатель, обладающий более чем семьюстами патентами. Этот человек влюблен в свое дело, его изобретениями пользуются не только компании, специализирующиеся на продукции класса High End, но и промышленные концерны и корпорации.

 

Нельсон Пасс следует принципу «никогда не повторяться», а наработанные схемотехнические решения регулярно воплощаются в продуктах компании. Новые усилители мощности Х 260.5 — не исключение. В соответствии с фирменной маркировкой их название говорит о том, что это моноблоки, функционирующие в классе AB на высоких уровнях мощности (до 260 Вт на канал). На малых уровнях мощности аппарат остается в классе A. Усилители Pass Labs, работающие в чистом классе А, традиционно имеют обозначение ХА. «Пятерка», отделенная точкой от порядкового номера, означает, что это обновленная серия, пришедшая на смену предыдущей.

Как и прошлые устройства серии Х, модель X 260.5 сконструирована с использованием запатентованной схемы «Суперсимметрия». Если попытаться объяснить смысл этого понятия доступным языком, то можно сказать, что в основе схемы лежит идея симметричного построения усилительных каскадов в целях снижения дифференциальных шумов и помех на 20—40 дБ. Это означает уменьшение количества промежуточных каскадов усиления, увеличение выходных токов и отказ от использования общей обратной связи. В схемотехнике усилителей Pass Labs всегда применяются только цепочки локальных обратных связей.

Не останавливаясь на уже достигнутых успехах, компания продолжила усовершенствование усилителей серий Х и ХА. Не будем вдаваться в сложные схемотехнические подробности, но отметим, что в новой серии воплотились наработки предшествующих пяти лет исследований. Изменениям подверглись входной и выходной каскады, предпочтение отдано малошумящим полевым транзисторам. Внедрены новые схемы смещения токов. Все это позволило довести искажения до тысячных долей процента на каждый каскад, причем полные выходные искажения, по заявлению производителя, составляют не более 1%.

Внешний вид аппаратов традиционен для Pass Labs. У них массивная фрезерованная алюминиевая двухслойная передняя панель, в которой верхний слой обрамляет подсвеченный голубым свечением индикатор уровня тока покоя. На задней стенке расположились сетевой выключатель, разъемы балансного и небалансного входов, клемма заземления, терминалы для подключения акустических систем и 12-вольтовые триггеры дистанционного включения усилителя.
В блоке питания по обыкновению используется тороидальный трансформатор внушительных размеров и веса, а суммарная емкость батареи конденсаторов приближается к значению 1 Ф.

Прослушивание

Оценивать работу усилителей и просто и тяжело одновременно. С одной стороны, их замена позволяет радикально изменить звучание системы, с другой, усилитель — наименее окрашивающая часть тракта. Особенно это относится к усилителям Pass Labs: их звучание давно стало одним из эталонов в мире High End, и зачастую именно они выступают в качестве референсных аппаратов для тестирования других компонентов стереосистемы.


Прослушивание решено было начать с записей органной музыки. Орган крайне сложен для воспроизведения домашними стереосистемами. Причина — широчайший частотный диапазон (самый большой среди всех существующих на данный момент инструментов). Второй, не менее важный аспект — первоначальная акустическая среда. С момента появления и до настоящего времени органы строили главным образом в готических соборах с их неповторимой акустикой и в меньшей степени в консерваториях и капеллах. Последние, впрочем, тоже имеют собственную акустическую атмосферу, далекую от условий стандартной комнаты прослушивания. Тем не менее, звучание инструмента передавалось великолепно, с присущими ему мощью и напором.


Использование механической трактуры (системы регистрового механизма) позволило наилучшим образом раскрыть исполнительский и импровизаторский талант Жана Гийу. Начав играть на органе с двенадцатилетнего возраста и являясь штатным органистом церкви Сент-Эсташ (где находится самый большой во Франции орган), он выбрал для записи Баха и Гайдна инструмент, построенный Дитлифом Клойкером в ультрасовременной церкви Скорбящей Богородицы в Альп-де-Юзз.

Тембровое богатство и виртуозность исполнения заставляли буквально ловить каждую ноту. Усилитель бережно и точно доносил и проникновенность кантаты, и напевность романески.

Что же касается передачи звукового пространства... Видимо, еще не найдено способов аутентично воссоздавать звучание органа в его родной стихии. Так что за эхом от нефа и колонн придется пуститься в путешествие по соборам и базиликам.

С равным успехом X 260.5 справлялись и с фортепьянными трио, и со скрипичными концертами. Безусловно, на записи сложно оценивать аутентичность смычковых инструментов, но не составляет труда прочувствовать эмоциональный исполнительский посыл. Инструменты звучали в высшей степени разборчиво, и даже в громких фрагментах мы слышали малейшие интонационные нюансы. Фирменный стиль усилителей Pass Labs — подача музыкального материала единым полотном, целым и связным. Вместе с тем можно сколь угодно долго наслаждаться отдельными деталями и богатством палитры.

Данные качества ничуть не умалились и при исполнении камерных произведений и записей с женским вокалом. Наделенные от рождения возможностью говорить и слышать, мы от природы наиболее восприимчивы именно к этому звуковому диапазону. Естественность тембра голоса Сары Кей и Ребекки Пиджен передавались так же свободно, как если бы они стояли перед нами. Все это вкупе с прекрасной локализацией музыкальных образов и удивительным воссозданием атмосферы небольшого концерта позволит вам оказаться в первом ряду счастливых зрителей либо за столиком музыкального кафе, если угодно.


Блюзовые и роковые композиции в интерпретации «двестишестидесятых» звучали открыто и мощно. Более чем приличный запас мощности блока питания помогает в полной мере раскрыть потенциал музыки энергетических жанров. С одной стороны, это может доставить много часов радости будущему владельцу. С другой, не каждая фонограмма пройдет проверку на прочность. Усилитель безжалостно выявляет все огрехи — как исполнительские, так и записи. Впрочем, на рынке есть много других моделей, вследствие разных причин способных подретушировать звучание.

Безусловно, эти усилители потребуют тщательного подбора остальных компонентов. Что касается источников, то производитель заявляет, что устройство не чувствительно к электрическим параметрам подключаемой аппаратуры и проводов. Стабильность электронной схемы X260.5 позволяет максимально расширить диапазон поиска претендентов, в том числе задействовать межкомпонентные кабели без наружной оплетки (настоятельно рекомендуются балансные). Порадовал также совет подбирать кабели ценой «меньше, чем усилитель» (руководства пользователя для продукции Pass Labs часто искрят сдержанным юмором), в частности, фирма просит потенциального покупателя, если он найдет провода из чистого серебра или золота, выслать им несколько сотен метров. Что же до замены штатного силового кабеля, то, учитывая потребляемую усилителями мощность, рекомендуется использовать любой подходящий, сертифицированный по IEC 60320 (ранее IEC 320) и рассчитанный на ток не менее 15 А. По той же причине следует крайне внимательно отнестись к выбору сетевого фильтра или регенератора, дабы избежать возможного ухудшения звучания усилителя из-за ограничения потребляемого тока.

[Контрольный тракт]
CD-проигрыватель Cary CD 303/300
Предварительный усилитель Pass Labs XP20
Усилители мощности Pass Labs X260.5
Акустические системы T+A Solitaire CWT-2000
Межблочный кабель Argentum Mythos-XLR
Акустические кабели Argentum Acoustics Aureus

[Вывод]
Усилители Х 260.5 в полной мере демонстрируют превосходство схемотехнических решений Pass Labs. Будучи эталонными в своем классе, они могут быть рекомендованы любителям музыки всех жанров и направлений.


Монофонический усилитель мощности Pass Labs X 260.5 (488 200 руб., за пару)
Технические параметры по данным производителя

Коэффициент усиления 26 дБ
Частотный диапазон (-3 дБ) 1,5 Гц -100 кГц 260 Вт 1% 150
Выходная мощность (8 Ом) 260 Вт
Искажения (1 кГц) 1%
Фактор демпфирования 150
Входной импеданс (XLR / RCA) 30 / 20 кОм
Потребляемая мощность 200 Вт
Габариты 483 x 178 х 483 мм
Масса 34 кг

 

[ Музыкальный материал ]

DISC 1 Jean Guillou «Organ encores» (Dorian Recordigs, D0R-90112)
DISC 2 Aspects De La Musique De Chambre - Portrait 1993 (Divox, CDX-59210-2)
DISC 3 Various «Women Of Song» (Chesky Records, BOSE 97)
DISC 4 John Lee Hooker «Chill Out» (Virgin, Virgin. VPBDG 22, 7243 8 40157 25)
DISC 5 Robert Plant «Manic Nirvana» (Es Paranza Records, 7567-91336-2)

 

По материалам издания Аудиомагазин
Алексей СКОРПИЛЕВ
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить