Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Компания Pass Laboratories, Inc. приобрела широкую известность благодаря оригинальным разработкам в сфере звуковоспроизведения и потому едва ли нуждается в особом представлении. С момента основания в 1991 году Нельсоном Пассом она постоянно находится на передовом крае индустрии потребительской аудиотехники самого высокого уровня. Под маркой Pass выпускаются усилители, цифроаналоговые преобразователи, фонокорректоры и акустические системы.

 


Трудно сделать просто


Усилители — первоначальная и основная специализация Pass Labs, однако к созданию интегрированных конструкций, совмещающих в одном корпусе предварительный и оконечный усилители, компания приступила сравнительно недавно. Первым увидел свет INT-150, а через три года, в 2010-м, появился герой нашего рассказа — INT-30A. Среди фирменных усилителей всего два интегрированных, а именно вышеупомянутые модели, и вряд ли в ближайшем будущем производитель сочтет необходимым пополнить соответствующий раздел каталога. В этих аппаратах воплощены достоинства транзисторной усилительной схемотехники, принципы и оригинальные наработки Pass Labs.

Оба компонента похожи как внешне, так и в конструктивном отношении, имеют идентичное функциональное оснащение. Главные различия заключаются в режимах работы выходных каскадов и, соответственно, в параметрах выходной мощности, на которые указывают числа в названиях. INT-150 — двухтактный усилитель класса АВ, a INT-30A — однотактный в классе А. Прототипами моделей можно считать стереоусилители мощности XI 50.5 и ХА30.5 из флагманских серий.

Как и в именитых оконечниках, в интегрированных усилителях Pass Labs реализована запатентованная технология SuperSymmetry, сущность которой, если не вдаваться в детали, сводится к полностью симметричной от входа до выхода схеме, рекордно низкому количеству каскадов усиления (как правило, двум-трем), отсутствию общей отрицательной обратной связи и максимально возможной простоте схемы. Просматривающееся противоречие (достижение высоких показателей и совершенного звучания вместе с упрощением конструкции), по мнению Нельсона Пасса, вовсе не является неразрешимым для полупроводниковой аудиотехники.

Проанализировав эволюцию своих усилителей, Пасс пришел к выводу, что со временем они становились лучше и проще. Он с юмором вспоминает: «Первый мой коммерческий продукт, подобно произведениям многих молодых инженеров, вмещал все, что только возможно, за исключением разве что посудомойки. Теперь же я стремлюсь походить на Пабло Пикассо, который мог нарисовать женский портрет всего несколькими карандашными линиями, и это был настоящий шедевр». В результате Пасс сформулировал для себя важнейший принцип конструирования усилительной техники: из двух аппаратов одинаковой производительности лучше тот, который проще. Действительно, на основании длительной экспертной работы можно утверждать, что простой, но уникальный по звучанию усилитель сделать непросто. Для решения этой задачи необходимо опираться на смелые и изящные идеи, инженерный талант и многолетний опыт.

Ключевые идеи

Интегрированный усилитель INT-30А впору было бы назвать стереоусилителем мощности с входным буферным каскадом для каждого канала, организованным на одном JFET-транзисторе, с регулятором громкости и возможностью коммутации входов — секция предварительного усиления в привычном понимании здесь отсутствует. Входной каскад согласовывает нагрузку (без него резистивные матрицы регулятора громкости изменяли бы входные параметры) и, будучи лишь повторителем, в усилении не участвует.

Еще одна важная особенность рассматриваемой модели — отсутствие традиционной температурной стабилизации транзисторов выходных каскадов, обычно подразумевающей применение датчика, призванного обеспечить постоянство параметров и стабильность работы. В нашем случае внешних стабилизирующих цепей нет, а самобалансирование каскада осуществляется за счет умелого применения на практике знаний в области физики полупроводников. Нагревшись и изменив свое сопротивление, транзистор сам меняет режимы схемы, в которой работает. Причем величина смещения оказывается ровно такой, какая необходима для правильного функционирования. Красиво? Безусловно, но кто сможет это повторить?

Однотактный режим работы выходного каскада, реализованный в рамках балансной схемы, выглядит так. В каждом усилительном плече используются группы транзисторов разной проводимости. Оба плеча все время открыты (ток покоя очень высокий, и он должен быть выше теоретических пиков потребления на максимальной мощности), положительная полуволна сигнала усиливается одним из них, отрицательная — другим. А встречаются полуволны на выходных клеммах, точнее, в подключенных к ним акустических системах. Нечто похожее можно встретить у балансных усилителей и аппаратов с мостовым соединением выходных каскадов, но данная схема нетривиальна хотя бы тем, что организует усиление класса А. Не вдаваясь в детали этой классификации, достойной пространного отдельного рассказа, все же упомянем, что следствием большого тока покоя, проходящего сквозь постоянно открытые выходные транзисторы, являются заметный разогрев радиаторов, значительная масса, крупные габариты аппарата, высокая потребляемая и невысокая выходная мощность. Все это воспринимается поклонниками подобного метода как неизбежная плата за естественное, теплое и эмоциональное звучание.

В деталях

На довольно толстой полуторасантиметровой лицевой панели из алюминия располагаются кнопки, отвечающие за включение аппарата, приглушение звука (Mute) и выбор входа, а также матричный дисплей с возможностью ступенчатого изменения яркости свечения и регулятор громкости. На небольшом экране отображаются номер выбранного входа и уровень громкости. Об активном состоянии кнопок включения и приглушения сигнализируют находящиеся над ними светодиоды — на тот случай, если пользователь выберет полностью отключенный дисплей. Монументальный и лаконичный фасад вызывает ассоциации с точным и дорогим промышленным оборудованием, строгая передняя панель закрывает расположенные по бокам и залихватски загнутые вверх ребра радиаторов охлаждения. Форма радиаторов обусловлена, скорее всего, соображениями не дизайна, а оптимальной конвекции, ведь эффективное рассеяние излишков тепла — одна из важных задач при конструировании усилителя, оперирующего в классе А. На тыльной стороне имеются сетевой тумблер, входные и выходные порты на разъемах XLR и RCA, клемма заземления и выходные терминалы.

Внутри в передней части аппарата, за дисплеем и платой управления, смонтирован огромный киловаттный силовой трансформатор производства канадской компании Plitron — он занимает чуть ли не половину всего объема корпуса. В усилителестроении, в том числе благодаря компании Pass Labs, стало доброй традицией располагать элементы, порождающие помехи, спереди, а слаботочные звуковые цепи — вблизи входных и выходных разъемов.

Задняя половина компонента содержит две платы, размещенные одна над другой. Внизу установлены выпрямители для каждого канала и восемнадцать конденсаторов емкостью по 10 000 мкФ — даже при беглом взгляде ясно, что усилитель обладает многократным запасом энергии для отработки стремительных динамических перепадов в музыке. Второй этаж отдан входным цепям и коммутации, которая осуществляется посредством отборных реле. Уровень громкости задается в двух чипах DS1802 производства Dallas Semiconductor, являющихся высокоточными наборами резисторов (так называемыми матрицами) с цифровым управлением, — сигналы, определяющие сопротивление чипа, поступают от микроконтроллера, который, в свою очередь, считывает информацию с оптической пары, соединенной с валом ручки громкости. Выходные каскады занимают боковые стороны корпуса, сопрягаясь изнутри с радиаторами охлаждения, и насчитывают в каждом канале по двадцать транзисторов — десять N-канальных IRFP240 и десять Р-канальных IRFP9240. Выбор выходных полупроводников едва ли случаен: недавно побывавший у нас на испытаниях стереоусилитель мощности ХА160.5 оснащен такими же, но в большем количестве. Отмеченная унификация — своего рода отчет о проделанной кропотливой работе по подбору элементов и об интересных находках, ведь по ряду характеристик данные транзисторы разной проводимости расходятся и не являются полностью парными. Усилитель комплектуется солидным металлическим ПДУ, который дублирует функции кнопок и регулятора громкости и позволяет регулировать стереобаланс — при помощи пульта делать это, конечно, удобнее.

Работа на стенде

После выключения Pass INT-30A запоминает вход, но сбрасывает громкость до нуля. При переключении входов уровень громкости, заданный на одном из них, сохраняется и для всех остальных. Баланс организован не уменьшением уровня в одном канале с прибавлением в другом. Желая сместить центр стереопанорамы, мы изменяем уровень в одном канале без изменения в другом. Почему бы и нет? Коль скоро управление резистивными матрицами осуществляется электронным способом, то ничто не мешает задать ему и такой, вполне удбный, хоть и необычный алгоритм.

После прослушивания множества музыкальных записей разных жанров можно утверждать, что вклад усилителя в общий звуковой результат в рамках избранного контрольного тракта оказался очень весомым. На редкость выразительно и рельефно звучал симфонический оркестр. Сложно описать словами чувства, вызванные захватывающим течением музыки, бурным и прихотливо меняющим направление. Властно завладевали вниманием мягкие мелодические линии, перемежающиеся с острыми диссонансами и динамическими волнами широкого и свободного дыхания. В ненасыщенных фрагментах сильное впечатление производили микродинамика и проявляющаяся благодаря ей многогранная и отточенная нюансировка. Все это создавало особенное приподнятое настроение и наводило на мысли о живом концертном событии.

Эхо сольных партий лучше всего обозначало пространство виртуального концертного зала, рождая ощущение просветленности, отчетливости и остроты атаки. Однако и плотный инструментальный массив не смутил аппарат, который не внес сумятицы в восприятие музыкального объема. Скрипки, альты, виолончели и контрабасы отображались отдельными группами, при этом нисколько не страдала разборчивость духовых, ясно прослушивалась структура наслаивающихся мультитембровых унисонов. В то же время от внимания не ускользали оркестровые созвучия с подробной, но неяркой и спокойной прорисовкой тембров.

Популярная джазовая музыка была исполнена с необычайной легкостью и стремительностью. К испытаниям усилителя мы привлекли великолепную студийную запись, обладающую рядом особенностей. Звучание фонограммы с выпуклой партией контрабаса, обычно воспринимающееся как несколько утяжеленное и скованное, вдруг ожило и принесло свежие ощущения. Низкие ноты обрели живую энергию и остроту, что как бы создало эффект расширения, раскрепощения акустического объема.

В ясной игре рояля в полной мере чувствовалась индивидуальная манера исполнителя, открывалось великолепие и благородство тембра короля музыкальных инструментов. Искрометные пассажи трубы навевали озорное настроение и заставляли невольно подумать о том, что фантазия и изобретательность должны быть присущи не только музыкантам, творящим раскованные импровизации, но и слушателям, внимающим этой по-настоящему свободной музыке. Партии вокалистов и ударных в упомянутой записи сдобрены искусственным эхом, что не затрудняло целостное восприятие акустической обстановки студии и музыкально-пространственного сюжета. Усилитель точно, можно сказать, аутентично транслировал как отдельные звукорежиссерские задумки и изыски, так и общий звуковой замысел. Запись сделана во время выступления в студии одним дублем и, следовательно, без монтажа, на что указывают присущие ей приподнятость и концертное возбуждение. Особенно ценно ощущение, дыхание эпохи, в которой творили великие джазмены.

Интегрированный усилитель Pass Labs INT-30A (329 000 руб.)


Технические параметры [ по данным производителя ]
Коэффициент усиления, дБ 26
Частотный диапазон, Гц 1,5—60 000 (-3 дБ)
Выходная мощность, Вт 30/60 (8/4 0м)
Искажения, % 1 / 0,003 (максимальная мощность / 5 Вт, 8 0м)
Максимальное выходные напряжение, В ±23
Максимальный выходной ток, А ±18
Входное сопротивление, кОм 18/36 (RCA/XLR)
Демпинг-фактор 150 (8 0м)
Скорость нарастания выходного напряжения, В/мкс ±50
Динамический диапазон, дБ 140
Уровень постоянного тока на выходе, мВ менее 50
Потребляемая мощность, Вт 225 / 600 (номинальная / максимальная)
Габариты, мм 483 х 178 х 483
Масса, кг 30


[ Музыкальный материал ]
disc 1 Madeleine Peyroux. «Standing on the rooftop» (Decca, B0015636-02)
disc 2 Ann Hampton Callaway. «Bines in The Night» (Telarc, SACD-63641)
disc 3 Marc Almond. «Stardom Road» (Sequel, SEQCD011)
disc 4 G. Gelmetti. «Rota: Film Music» (EMI Classics, 7243-5-74896-2-3)
disc 5 Louis Armstrong & Duke Ellington. «The Great Summit» (Roulette Jazz, 7243 5 24547 2 3)


[Контрольный тракт ]
CD-проигрыватель Meitner та2
Акустические системы Wilson Audio Sophia 3
Кабели межблочные Crystal Cable Ultra XLR
Кабели акустические Shunyata ZTron Anaconda Speaker
Кабели сетевые Crystal Cable Standait, Shunyata Research Hydra HC
Фильтр сетевой Shunyata Research Hydra Cyclops


[ Вывод ]


Одна из важных особенностей звукового почерка INT-30A — драматичная подача музыкального материала. Этот усилитель — отнюдь не отстраненный и безучастный к происходящему созерцатель, но активный участник музыкального процесса. Его интерпретации сродни ярким и запоминающимся выступлениям талантливого артиста, способного перевоплощаться в каждой новой роли, извлекая все возможное из ее текста. Аппарат способствует эмоциональному подъему на разных музыкальных примерах, перенимая от фонограмм в первую очередь все лучшее и наиболее существенное.
 

По материалам издания АудиоМагазин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить