Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

 

1.jpg

Благодаря неисчерпаемой энергии и непрестанному творческому поиску Нельсона Пасса, за долгие годы своих изысканий оформившего более семисот патентов на изобретения, Pass Laboratories, Inc. является, без преувеличения, одной из ярчайших звезд на небосклоне High End. Двадцати летняя история компании изобилует уникальными новшествами, а продукция отмечена бесчисленными престижными наградами...

 

2.jpg

3.jpg

Предварительный усилитель
Pass Labs ХР-30

Моноусилители мощности
Pass Labs ХА 7 160.5

Предварительный усилитель Pass Labs XР-30 (755 000 руб.)
Технические параметры [ по данным производителя ]
Коэффициент усиления, дБ 10/16 или 24
Регулировка громкости 100 шагов по 1 дБ (от -90 до +10 дБ)
Частотный диапазон, Гц 20—20 000 (±0,05 дБ)
Отношение сигнад/шум, дБ 110 (5 В)
Суммарные гармонические искажения [тип. значение, 1 кГц), % менее 0,1
(1 В RMS), % менее 0,001
(14BRMS), % менее 0,01
Входное сопротивление, кОм 42
Выходное сопротивление, Ом 120 (XLR Master) 200 (XLR Slave) 120 (RCA Slave)
Разделение каналов (1 кГц), дБ 100
Собственные шумы (20 Гц — 20 кГц), мкВ менее 20
Габариты, мм 432 x 305 x 102
Масса, кг 33,6 (в упаковке)

Pass Labs ХР-З0

В настоящее время Нельсон Пасс вместе с Уэйном Колберном возглавляет отдел проектирования компании. Появлению модели ХР-З0, одной из самых последних разработок Pass Labs, предшествовала кропотливая работа над схемами и прототипами в течение нескольких лет. По мнению разработчиков, этот предусилитель — лучший из когда-либо созданных ими. По сравнению со своими предшественниками он наделен впечатляющими возможностями в отношении регулировок и коммутации, обладает более низким уровнем искажений, более широкой полосой пропускания и более высоким входным импедансом.

В трехблочном аппарате функции распределяются следующим образом: первый блок отвечает за электропитание, управление аудиопараметрами и переключения, за индикацию, а два других — это изолированные идентичные звуковые и исполнительные коммутационные схемы для каждого из стереоканалов. Таким образом, все «помехопроизводящее», но функционально необходимое оборудование сосредоточено в одном корпусе и физически отделено от звуковых цепей, а те, в свою очередь, отделены друг от друга.

Предполагается, что предусилитель постоянно будет включен в сеть, потребляя 45 Вт, поэтому сетевой кнопки не имеет. Да в ней и нет смысла — расход энергии слегка превысит затраты на приготовление чашечки кофе раз в месяц. Количество модулей усиления может быть увеличено с двух до шести; подсоединение одного дополнительного модуля повышает потребляемую мощность на 15 Вт. Рассмотрим штатный двуканальный вариант.

На передней панели общего блока располагаются кнопки управления основными функциями, приемник пульта ДУ, дисплей и ручка регулятора громкости. Тыльная сторона еще лаконичнее: два 25-контактных разъема для подключения усилительных модулей, разъем для питающего сетевого кабеля и клеммы для триггерного включения. Внутри свободно разместились элементы схемы. Индивидуальное питание стереоканалов обеспечивают два тороидальных трансформатора канадской компании Plitron; крупно габаритные «трансы» вполне способны обслуживать интегральный усилитель средней мощности. Как шутливо заметил Уэйн Колберн, «теоретически вы могли бы подключить акустические системы непосредственно к предусилителю». Вслед за трансформаторами установлено по два выпрямителя на раздельных диодах на выходе — по две стабилизированные линии на каждый канал, на основании чего можно сделать вывод, что питание звуковых цепей двухполярное. Суммарная емкость конденсаторов фильтров превышает 100 000 мкФ.

Безупорный регулятор громкости HRPG-AD32, выпускаемый Avago Technologies US, Inc., — это энкодер на основе оптической пары, в котором схема фотодетектора выполнена на одном кристалле, что гарантирует минимальную чувствительность к изменениям температуры окружающей среды и прочим воздействиям извне. Энкодер подает сигналы на считыватели и микроконтроллеры с наборами резисторов, расположенные уже в звуковых модулях. Это двухканальные чипы регулировки громкости Muses 72 320 производства NJR Corporation — прецизионные элементы аудиофильского уровня, одни из лучших на сегодняшний день.

Незыблемость параметров питания аудиоблока подкрепляется дополнительными стабилизаторами, установленными внутри около непосредственных потребителей энергии, и конденсаторами общей емкостью 60 000 мкФ. В звуковых цепях применяются высококачественные пленочные конденсаторы, переключение входов осуществляется при помощи находящихся вблизи них реле. Всего в каждом канале пять линейных входов, еще один сквозной предназначен для работы предусилителя в составе домашнего кинотеатра. Есть также выход и вход Таре, которые пригодятся для включения в систему дополнительных устройств обработки звука и для контроля за работой записывающего устройства.


Комплект передает музыку так, что восприятие включается сразу же и целиком, не требуя времени на адаптацию.
Немедленно возникает и долго не уходит завораживающее ощущение причастности к реальным музыкальным событиям


Выходов у звукового модуля два: Master и Slave, об их взаимоотношениях скажем чуть ниже. Все перечисленные входные и выходные разъемы представлены в балансном (XLR) и небалансном (RCA) виде, причем на выходах допускается использование сразу обоих вариантов. Особняком располагается вход Mono, выполненный на разъеме XLR. Поступивший на него сигнал будет транслироваться и в другой канал (или каналы) по соединяющим блоки 25-контактным шлейфам.

Основной регулятор громкости одновременно меняет уровень на выходах Master и Slave, а относительный уровень ведомого выхода Slave можно подстроить другим регулятором, организованным на потенциометре Alps 952G и выведенным на переднюю панель каждого канального модуля. Эти дополнительные регуляторы в нашей конфигурации с двумя моноусилителями мощности не актуальны, но они откроют великолепную возможность точной настройки в случае добавления каналов мощности для реализации схемы bi-amping. Формирование сигнала предварительного уровня возможно и для более четырех (необходимых для биампинга) полос усиления — вплоть до двенадцати при установке добавочных модулей.

[ Музыкальный материал ]
DISC 1 Clarence Gatemouth Brown. «Gate Swings» (Verve, 314 537 671-2)
DISC 2 Thelonious Monk. «The Essential Thelonious Monk» (Columbia / Legacy, CK 89175)
DISC 3 Kate Bush. «The Whole Story» (EMI Records, 7464142)
DISC 4 H. Berlioz. «Symphonie Fantastique». Orchestre Revolutionnaire et Romantique (J.E. Gardiner) (Philips, 434 402-2)
DISC 5 J.S. Bach. «Keyboard Concertos: Murray Perahia» (Sony, SK 89245)
DISC 6 Sade. «The Ultimate Collection» (Epic, 88697904542)
DISC 7 Dire Straits. «Brother in Arms» (Universal, 5483572)

Pass Labs ХА 160.5

Оконечный моноусилитель мощности поначалу может даже искушенных специалистов озадачить своими исполинскими размерами, огромным весом и корпусом, разогревающимся за полчаса аж до 50 градусов. Таков штатный режим работы, поэтому при установке колоссов нужно обеспечить им простор для вентиляции, а также принять во внимание, что паре этих моноблоков вполне по силам ощутимо повысить температуру воздуха даже в просторном помещении прослушивания. Удивляться не приходится, ведь выходные каскады тут работают в чистом классе А, и с учетом той мощности, которую оконечник способен отдавать в нагрузку, иначе и быть не может.

4.jpg

5.jpg

Моноусилитель мощности Pass Labs ХА 160.5 (970 500 руб.)
Технические параметры [ по данным производителя ]
Выходная мощность (4/8 Ом), Вт 160/320
Частотный диапазон (-1,5, -2 дБ), Гц 1,5—100 000
КНИ (10/160 Вт), % 0,01 / 0,1
Входное сопротивление, кОм 30 (XLR), 15 (RCA)
Коэффициент демпфирования (8 Oм) более 200
Коэффициент усиления, дБ 26
Скорость нарастания сигнала, В/мкс 50
Потребляемая мощность, Вт 600
Габариты, мм 483 x 279 x 546
Масса, кг 68

В монументальных декоративных элементах передней панели проступает буква «омега», как бы намекающая на достигнутое в ХА 160.5 совершенство. За ними находится подсвеченный индикатор тока покоя выходных каскадов, стрелка которого во время тестирования независимо от громкости пребывала без движения посредине шкалы (вот что значит огромный запас энергии!). Похоже, что в этом положении обозначен и незыблемо зафиксирован оптимум. Отклонение стрелки в левую сторону свидетельствовало бы о неполной реализации класса А из-за недостаточного тока, а в правую — о близящейся перегрузке; впрочем, перегрузить этот усилитель, даже намеренно, очень непросто. Ниже индикатора имеется кнопка включения — вот, собственно и все управление. С тыльной стороны разместились входные аудиоразъемы XLR и RCA, две пары выходных клемм, гнездо для сетевого кабеля и сетевой тумблер, а также клеммы заземления и триггерного соединения — с помощью этого последнего можно одной кнопкой включить оба моноблока и предусилитель. Все наружное пространство боковых граней корпуса отдано объемным многолепестковым радиаторам, которые воспринимаются сверху как угловатые декоративные узоры, вносящие оживление в строгий дизайн.

В усилителе применена полностью балансная схема от входа до выхода, поэтому для полноценной реализации ее преимуществ (снижение уровня помех, шумов и искажений) предпочтительнее задействовать вход XLR. Внутри элементы размещены в два уровня. Весь нижний этаж занимает огромный тороидальный силовой трансформатор, закрытый металлическим экраном. Отводы от его первичных обмоток позволяют коммутировать аппарат для работы с несколькими значениями напряжения питающей сети — от 100 до 240 В; ввиду большой потребляемой мощности использование каких-либо сетевых фильтров или регенераторов тока не рекомендуется. Этажом выше располагаются шесть низкоимпедансных конденсаторов Cornell Dubilier, допускающих высокий ток заряда и относящихся к фильтру блока питания, с исполинскими — под стать размеру — параметрами: 25 000 мкФ / 75 В.

Конденсаторы сгруппированы в затейливое параллельнопоследовательное соединение посредством трех мощных плоских шин; помимо этого, к каждому подсоединяются индивидуальные проводники, ведущие к наиболее ответственным участкам схемы выходных каскадов. Как и во всяком вдумчиво и бескомпромиссно спроектированном усилителе, в ХА 160.5 как минимум половину внутреннего пространства занимает источник питания. На боковых стенках изнутри смонтированы 56 (!) мощных полевых транзисторов IRFP240 / IRFP9240. В тыловой части возле разъемов находится плата входных каскадов. Для переноски аппарата его корпус снабжен двумя ручками (на задней стенке).

[Контрольный тракт ]
CD-проигрыватель EMM XDS1
Акустические системы Sasha Watt/Puppy
Кабели межблочные Shunyata ZTron Python Interconnect
Кабели акустические Shunyata ZTron Python Speaker
Кабели сетевые Crystal Cable Power Dream Line

Прослушивание

Прогретые усилители способны сразу же перенести слушателя в иную реальность, открывая череду разнообразных настроений и вызывая сильный отклик на звучащую музыку. Комплект воспроизводит ее так, что восприятие включается сразу же и целиком, не требуя времени на адаптацию. Немедленно возникает и долго не уходит завораживающее ощущение причастности к ярко осознаваемым реальным музыкальным событиям. Грань, за которой это ощущение, быть может, начнет тускнеть, проступит, как представляется, исключительно по прошествии этапа активной деятельности сознания, после многочасовых, а то и многодневных, с краткими перерывами, прослушиваний. Впрочем, я ничего подобного так и не испытал, а приведенные выше умозрительные размышления навеяны лишь пониманием того, что музыка, настолько сильно захватившая внимание, рассудок и чувства, всегда будет вызывать глубокие переживания и немалое напряжение душевных сил.

Весь объем между широко расставленными колонками заполняется равномерно, не образуя безучастных к воспроизведению мертвых зон. Это производит неизгладимое впечатление — инструменты существуют не по отдельности, в отрыве от акустической обстановки и себя самих, а, напротив, охвачены общей музыкальной мыслью и единым пространством. Между их графически точными контурами всегда чувствуется воздух, который сам по себе как будто и не звучит, но дает исчерпывающую информацию как о распределении участников на воображаемой музыкальной сцене и расстояниях на ней, так и о ее многочисленных планах. Кроме того, реалистично воспроизводятся короткие паузы, когда на мгновение замирает оркестр, но не уходит ощущение зала.

В классической музыке, где ритм не обозначен явно, но, тем не менее, очень важен, поскольку выступает своего рода канвой, основой для переливающихся мелодических красок, которые без нее вследствие несовершенств аудиотехники теряют оформленность и даже смысл, усилители Pass Labs сполна позволяют почувствовать эту основополагающую, но скрытую ритмичность. В то же время жанровые направления с преобладающим ритмом не наводят на мысль о его избыточном значении, поэтому не слишком затейливая музыка вдруг обнаруживает больше содержательности и, звуча свежо и волнующе, доставляет новые впечатления.

Примечательно, что для виртуального пространства записей с небольшим инструментальным разнообразием (тем более в современной музыке) геометрическое представление сцены складывается не только из ширины и глубины: кажущиеся источники звука столь же уверенно преодолевают авансцену, образованную колонками, — они буквально заходят, врываются в комнату.

Определенную радость приносит подлинное тембровое многоцветье и реализм, будь то ясные линии деревянных духовых, отчетливо представляющиеся движения смычков струнных инструментов, мягко-тягучий голос электроакустической гитары или ярко индивидуальный почерк тромбона. В большом оркестре явственно слышны разноголосые группы, в целом звучание можно описать как плавное, возвышенное, величавое и вместе с тем фундаментальное. Не раз мне приходилось преодолевать желание описать содержание музыкальных произведений (настолько увлекательно разворачивался их сюжет), вместо того чтобы концентрироваться на свойствах звука.

Благодаря широко распахнутой динамике музыка приобретает пульсирующую живость. Свободно проходят резкие всплески. Система впечатляюще звучит как на высоком общем уровне громкости (при этом предел, за которым громкости начинает сопутствовать что-то неприятное, так и не был достигнут), так и на малом, сохраняя тонкие оттенки в близких по уровню звуках и фразах. Комплект усилителей демонстрирует свою неисчерпаемую мощь с достоинством, не выставляя ее напоказ, не бравируя, а распоряжаясь ею аккуратно, словно искусный полководец, вводящий резервы в бой только по необходимости.

[ Вывод ]
Предварительный усилитель ХР-З0 и моноблоки ХА 160.5 компании Pass Labs образуют впечатляющую по своим музыкальным возможностям связку, которая вызывает множество ярких, долго не угасающих переживаний и ассоциаций именно от содержания фонограмм, в то время как сама звуковоспроизводящая аппаратура исчезает из поля зрения, оставаясь как будто безучастной. Комплект обладает подлинной жанровой универсальностью, что позволяет уверенно обозначить его законченность и совершенство.

 

По материалам издания АудиоМагазин
Автор Алексей СКОРПИЛЕВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить