Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Конструкция мощного лампового усилителя чаще всего неоднозначна, предназначение ее — работать с современной сложной акустикой, с которой совершенно не под силу тягаться классическим однотактным аппаратам. А вот как это работает на практике? Тут и начинается самое интересное.

1.jpg

Боба Карвера совершенно точно нельзя назвать обычным разработчиком аудиоаппаратуры. За долгие годы своей работы он создал немалое количество различных аппаратов, харизматичных, нередко с необычной схемотехникой и запоминающимся звучанием. Физик и инженер по образованию, владелец множества патентов и человек с явственно нестандартным мышлением, он разрабатывал очень разную аудиотехнику, не ограничиваясь какими-то узкими рамками. Можно вспомнить такие бренды, как Phase Linear, Carver Corporation и Sunfire. Относительно недавно Боб Карвер вместе с Бобом Фаринелли и Тони Фере-ро создал новую компанию по выпуску аудиоаппаратуры класса High End, и усилители в нашем тесте — одни из первых моделей, появившихся в линейке.

Наши подопытные — два красивых моноблока с весьма немалой заявленной выходной мощностью. Внешность аппаратов — сочетание красного и черного цветов, золотые шильдики, металлические части, открытые лампы — вызывает ассоциации со старой Америкой (любовь ко всему крупному и размашистому, большие автомобили, неоновые вывески, джазовые оркестры…). Не знаю почему, но первое впечатление от стилистики сложилось именно такое. Впрочем, техника Боба Карвера, а я слышал немалое количество экземпляров, в разные периоды и выглядела, и звучала по-разному, так что привязываться и строить параллели между внешностью и чем-либо еще совершенно непродуктивно.

Изготовлены аппараты весьма аккуратно, но по мелким деталям видно, что это ручное, не поточное производство. Функционально моноблоки имеют как привычные черты, так и некоторые дополнения. На входе использовано по одной лампе 12АХ7 и 12АТ7, а также лампа 6AL5, применяющаяся в системе стабилизации. На выходе — шесть (три пары) КТ88, работающих в пуш-пульном режиме. Сразу замечу, что на замену входных ламп аппараты реагируют чутко. У меня нашлось несколько комплектов Mullard, Telefunken и RCA, и в разных сочетаниях всегда получался чуть разный звук, поэтому подбором ламп озаботиться стоит. По поводу же выходных ламп производитель утверждает, что подбор по параметрам не критичен. Впрочем, проверить это у меня возможности не было по причине отсутствия нужного количества подходящих ламп. Но на саму смену выходных ламп усилители обязаны реагировать, иначе и быть не может.

В плане настроек у аппарата есть возможность подстройки тока покоя выходных ламп, при этом производитель предоставляет возможность оперировать в достаточно большом диапазоне, не привязываясь к точному значению, а результат явно влияет на звук. Также есть переключатель глубины обратной связи. Для теста я вернул на место штатные лампы, выставил меньшую глубину обратной связи и среднее значение тока покоя из рекомендованного диапазона. Да, еще у моноблоков есть одна удобная вещь — регуляторы громкости, к сожалению, не дискретные, но если в системе только один источник, согласующийся по входу, то можно попробовать обойтись без предусилителя.

Если заглянуть внутрь, становится понятно, что почти весь вес моноблоков приходится на силовой и выходной трансформаторы. Визуально оценить сами трансформаторы не удалось, но производитель заявляет, что все изготавливается в США с использованием конструкций собственной разработки, и какого-либо недоверия это утверждение не вызывает. Монтаж у аппарата навесной, на первый взгляд немного небрежный, но ручное штучное производство становится очевидным. Элементная база относительно скромная, хотя в данном конкретном случае это совершенно не показатель — у многих аппаратов Боба Карвера элементная база была скромнее, чем можно было ожидать по звуку, а сам звук достигался в первую очередь техническими решениями, а не абстрактным ценником на комплектующие.

А что же звук? При первых экспериментах стало понятно, что хотя мощность и заявлена вполне существенная, но совсем низкочувствительную акустику эти усилители не любят — раскачать совсем «тугую» акустику им оказалось не по силам, но на это я и не рассчитывал. А вот с акустикой менее капризной усилители справляются легко и непринужденно. На кабельную обвязку, как и полагается, аппараты откликаются с благодарностью, и эта тема также не обойдет владельца, если ему захочется раскрыть весь потенциал тракта.

Звук в целом получается масштабный, размашистый, немного теплый и явственно ламповый. Очень хороша микродинамика на средних частотах, неплох и бас — чуть смягченный, но быстрый, фактурный и насыщенный. Резкости в подаче нет вообще, но и излишне мягкой или смазанной ее не назовешь. Верхние частоты аккуратные и лишены остроты. Подобный почерк больше подходит для музыки 60—70-х годов, неэлектрических инструментов, вокала. Хотя это только первое впечатление — к узкожанровым аппаратам усилители, как выяснилось, не относятся. Они вполне всеядны и могут справляться легко и с рок-музыкой, и с большими классическими составами, разве что для электронного жанра не хватает остроты и голографичной прозрачности. В целом детальность получается хорошая по всему диапазону, да и динамика на очень достойном уровне. Сглаженность и некоторая теплота подачи формируют свой особенный почерк, а масштаб сцены и общая эмоциональная насыщенность не лишены изящества. Нейтральным этот звук не назовешь, но отказать ему в явной привлекательности, к тому же лишенной какой бы то ни было навязчивости, не получится. В плане звучания музыки как таковой и эмоциональной окраски есть некоторое тяготение к мажору, но тяготение аккуратное, не грубое. Вообще характер у аппаратов легкий и дружелюбный и, что особенно хорошо, без фамильярного отношения к звучанию. Характер этот не располагает, слушая запись любимой оперы, сверяться с партитурой или анализировать специфику расстановки микрофонов в зале, а вот устроиться в любимом кресле с большой чашкой чая и потом провести часов пять-шесть кряду за прослушиванием музыки можно легко. Тяготение к слегка приподнятой мажорной окраске не превратит драму в водевиль, а лишь немного сгладит общее настроение, прибавив свою легкую и по-своему изящную окраску.

Интересные оказались усилители. Главное, на мой взгляд, их достоинство — наличие яркого собственного характера. Это не измерительный инструмент, это в своем роде инструмент музыкальный, и приживутся такие аппараты не в каждом первом тракте, но свое место они точно найдут, как и найдут своего слушателя. А если им в пару подобрать идеально подходящую по темпераменту и масштабу акустику, то результаты будут более чем интересными. Впрочем, иного владельцу и не останется — такую харизматич-ную технику нужно или полностью раскрывать в тракте, или обходить стороной.

2.jpg

[01] — Внутреннее устройство усилителя
— навесной монтаж и явно
заметная рунная сборка.

3.jpg

[02] — Вид сбоку дает наилучшее представление
о том, что большие размеры и вес приходятся
на силовой и выходной трансформаторы.

4.jpg

[03] — Задняя панель не имеет каких-либо особенностей
— клеммы для акустики с разным сопротивлением,
входной разъем и регулятор тока покоя выходных ламп.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

• Количество входов 1 (RCA)
• Входной импеданс 100 кОм
• Используемые лампы 12АХ7, 12АТ7, 6AL5, КТ88х6
• Мощность 200 Вт/8 Ом, 230 Вт/4 Ом, 215 Вт/2 Ом
• Соотношение сигнал/шум >110 дБ
• Диапазон рабочих частот 2 Гц —85 кГц (-3 дБ)
• Глубина обратной связи 20/11 дБ
• Размеры (ШхВхГ) 305x183x356 мм
• Интерфейс USВ В
• Рпот., работа/Standby, Вт 200/0,8
• Вес 19,5 кг
• Рвых, Вт (КНИ 3%, 8 Ом) на частоте 80 Гц/1 кГц/10 кГц: 191,0/191,1/190,5
• Коэффициент демпфирования 4,03
• КНИ на 0,5 Рвых, % на частоте
80 Гц/1 кГц/10 кГц
0,68813/0,62829/0,77844
• Верхняя рабочая частота
по уровню -0,5 дБ/-3 дБ/-6 дБ, кГц
15/>31/>63
• Неравномерность в полосе частот
20 Гц — 20 кГц, дБ
1,590
• Уровень АЧХ на частоте
10/95 кГц, дБ
-0,171/-24,484

5.jpg

График АЧХ усилителя

КОММЕНТАРИЙ

Искажения укладываются в умеренный коридор значений и равномерны по всему рабочему диапазону частот. Завал АЧХ в районе верхних частот естественен для любого лампового усилителя, но в данном случае он начинается достаточно высоко, чтобы не оказывать существенного влияния на характер звучания. Измеренная мощность вполне соотносится с заявленными значениями.

343 000 P* за пару


*УКАЗАНА ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ ЦЕНА

По материалам издания STEREO & VIDEO
Автор Виктор Горбатов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить