Hi-Hi-PC.ru Hi-Fi-звук на компьютере

StereoHead.ru все о наушниках
1 1 1 1 1

Общий тональный баланс — первый аспект воспроизведения звука. Насколько хорошо сбалансирован бас, средние и высокие частоты?

 

 

Если в воспроизведении избыток высоких, мы называем звук ярким (bright). Впечатление недостатка высоких характеризуется определением тусклый (dull) или заваленный (rotted-off). Если бас подавляет все остальные поддиапазоны частот, мы говорим, что воспроизведение тяжелое (heavy) или тяжеловесное (weighty). Недостаток баса делает звук слабым (thin), легковесным (lightweight) или худым (lean). Тональный баланс — важный аспект, определяющий звуковой почерк аудиокомпонента.

 

Общая перспектива

Термин перспектива описывает кажущуюся дистанцию между слушателем и музыкальными образами. Глубина перспективы является функцией записи (определяется дистанцией между исполнителем и микрофоном). Аудио компоненты также влияют на глубину перспективы: одни выдвигают звуковую картинку на слушателя, другие отдаляют ее, их звучание характеризуется как отстраненное (laid-back). Аудиокомпоненты первого типа рисуют музыкальные образы перед громкоговорителями, второй тип компонентов отодвигает их на задний план. Другими словами, в первом случае кажется, что музыканты сделали несколько шагов вперед по направлению к слушателю, а во втором — отступили на несколько шагов назад. Некоторые аудиокомпоненты „усаживают" слушателя прямо перед сценой, скажем, в четвертом ряду, другие — „отодвигают" ваше кресло в девятнадцатый ряд.

Есть несколько других терминов для описания перспективы. Сухой (dry), в основном, означает потери в передаче реверберации и пространства, он подходит для характеристики неглубокой перспективы. Употребляются также термины непосредственный (immediate), резкий (incisive), живой (vivid), агрессивный (aggressive) и присутствующий (present). С глубиной перспективы связаны термины сочный (lush), раскованный (easygoing) и мягкий (gentle). Акустические системы с неглубокой перспективой передают музыкальные образы более осязаемо, дают почувствовать присутствие музыкантов перед вами, но через некоторое время их звучание покажется однообразным. И наоборот, при слишком отстраненном воспроизведении музыка перестает увлекать, теряет непосредственность. Если прослушиваемый компонент искажает перспективу, я лучше предпочту погрешность увеличения глубины музыкальной сцены. Если звучание компонента слишком близкое, непосредственное, я чувствую, как музыка обрушивается на меня, атакует мои уши, вызывая ощущение замкнутости музыкального пространства. При идеальном воспроизведении среднечастотного диапазона возникает чувство осязаемого присутствия музыкантов прямо перед вами, но без агрессии в звучании.

Глубокая перспектива притягивает слушателя, мягко вовлекая в музыку, раскрывает пространство, позволяет исследовать мельчайшие детали. Это напоминает различие в манере вести разговор: один собеседник говорит громко и агрессивно, прямо вам в лицо, другой — немногословен, находится на некоторой дистанции, разговаривает тихо и спокойно.

На глубину перспективы часто влияет неравномерность среднечастотного диапазона (пики или провалы амплитудно-частотной характеристики). Полоса частот от 1 кГц до 3 кГц называется областью эффекта присутствия. Именно эта часть диапазона звуковых частот передает ощущение непосредственного общения с музыкой, присутствия слушателя в концертном зале. Качество воспроизведения вокала во многом определяется способностью аудиокомпонента формировать перспективу, поскольку гармоники голоса лежат в области эффекта присутствия.

Неопытный слушатель не всегда может определить характер перспективы воспроизведения, испытывая неудобство, если музыкальные образы воспринимаются слишком близко. Это часто выражается в стремлении уменьшить громкость. Отстраненный характер воспроизведения не вызывает таких сильных эмоций, но может оставить слушателя равнодушным к музыке.

Заметьте, что термины, используемые для описания общей перспективы, применимы и к другим аспектам музыкального воспроизведения (в частности, к описанию характеристик области высоких частот). Если мы называем высокие частоты выступающими вперед (forward), то имеем в виду, что они воспринимаются слушателем ближе, чем остальные компоненты музыки.

 


 


 

 

ЧИТАТЬ ДРУГИЕ ГЛАВЫ

 

 

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio»
Автор Роберт Харли
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить